Андрей Худо, совладелец компании "!Fest" и основатель магазина правдивой еды "Дідо", рассказал, как и где искал поставщиков и как теперь контролирует качество продуктов.
Когда мы открывали магазин, то не знали точно, сколько поставщиков нам нужно. Все было довольно спонтанно. Несмотря на то, что магазин открывался уже на существующем рынке, где уже работали продавцы мяса, мы просто выбирали территории, где, по нашим прикидкам, должно было быть много фермеров. Ехали туда и искали поставщиков наугад.
То есть: приезжали в село, там знакомились с фермерами. Смотрели, в каких условиях живут животные, насколько в хозяйстве чисто, какой у животных корм. Как за ними ухаживают. В качестве образца использовали собственную ферму "Дідо", где выращиваем свиней свободного выгула. Но такого рая для домашнего скота не видели больше нигде.
Мы объездили около двух десятков ферм. Самое сложное было объяснить людям, чего мы хотим. Нам ведь нужно много продуктов, и они нужны регулярно. Но при этом они должны вписываться в нашу философию правдивой еды. А на правдивых кормах все не так уж быстро растет. Поэтому сложнее всего было найти сознательных эко-фермеров.
Еще одна трудность: процессы в Украине почти в любой сфере очень малотехнологичны. Люди склонны усложнять себе жизнь. Например, носят воду в ведрах вместо того, чтобы протянуть шланг. Так и в фермерстве. Но нас, впрочем, больше интересует результат, а не процесс.
Если фермер сам к нам обращается, мы обязательно отвечаем ему взаимностью. Особенно если он предлагает новый интересный, даже уникальный продукт. Например, буйволиное мясо или еще что-нибудь эдакое. Мы открыты к сотрудничеству и ищем именно таких инициативных поставщиков. Но в любом случае — вначале мы выезжаем на производство и изучаем, как все выращивается и производится.
- Читайте также: Важен ли для стартапера дресс-код?
Чтобы контролировать качество продуктов и работу поставщиков, используем тайных покупателей. Также ориентируемся на отзывы потребителей. Ну и время от времени выезжаем неожиданно к производителям. Главный секрет — не жалеть людей. Вопросы качества еды очень тонкие. Промахнешься один раз — пострадает потребитель. Поэтому мы работаем без обмана. А однажды пойманный на недобросовестной работе — больше не наш поставщик.