Разделы
Материалы

Выстрелом в спину разбудишь меня. Зачем смотреть "Омерзительную восьмерку" Тарантино

Оксана Савченко
Фото: kinopoisk.ru

В прокате "Омерзительная восьмерка" Квентина Тарантино, эпический детектив в обертке вестерна. В ролях звезды первой величины: Тим Рот, Сэмюэл Л. Джексон и другие

Зима. Штат Вайоминг. Камера панорамно скользит по заснеженному лесу и горам. Звучит музыка Эннио Морриконе, которая как новости последнего времени по телевизору не предвещает ничего хорошего. В кадре укутанное снегом распятие – крупно. На переднем плане скорбный лик Христа, который "глядит" также живо, как греческие слепоглазые скульптуры у Висконти. По заснеженному полю мчится дилижанс. Классический – будто вырезанный из старых вестернов. В связке с саундтреком это выглядит как поэзия, в которой роль слов выполняет видео и звук. Это прелюдия к истории, разбитой Тарантино на восемь глав.

Действие разворачивается во второй половине XIX века, после Гражданской войны между Севером и Югом. Охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел) везет пленницу Дейзи Домерг (Дженнифер Джейсон Ли) в городок Ред-Рок. Дейзи убийца и приговорена к повешенью. Кажется, она совершенно не парится из-за будущего, хотя Рут охраняет ее как хорошая туповатая овчарка. Он даже похож на собаку в своей серой шубе, для него Дейзи - это 10 тысяч долларов, приличное состояние по тем временам. Дилижансу преграждает путь высокий черный парень в ковбойской шляпе. Это бывший солдат Маркиз Уоррен (Сэмюэл Джексон), он тащит за собой три замерзших трупа – за них ему полагается восемь штук баксов. После непродолжительной, но напряженной беседы, путники соглашаются его подвезти. Он же показывает им письмо президента Авраама Линкольна, адресованное лично ему. Для тех, кто не в курсе – благодаря этому человеку с бачками, который изображен на пятидолларовой купюре, было отменено рабство в США.

Вскоре путешественники встречают еще одного персонажа, южанина Криса Менникса (Уолтон Гоггинс). Молодцеватый парнишка заявляет, что он новый шериф Ред-Рока. Начинается метель и компания едет на постоялый двор к Минни, которую играет Дана Гурье. Но оказывается, что хозяйка куда-то уехала, и там хозяйничают незнакомцы: мексиканец Боб (Демиан Бешир), генерал Конфедерации Смитерс (Брюс Дерн), ковбой Гэйдж (Майкл Мэдсен), который пишет свою биографию, и путешествующий палач-философ Мобрей (Тим Рот). Вскоре выяснится, что у каждого из них есть четкий мотив убить других.

Тарантино обещал публике вестерн, а показал первоклассную кинопьесу, филигранно обстебав все, чем гордится и чего стыдится Америка

Говорить об игре актеров "Восьмерки" не менее бессмысленно, чем описывать красоту работ Леонардо да Винчи. Она совершенна. Драматические таланты каждого раскрываются также полно, как улун в стакане горячей воды. Персонажи, написанные Тарантино – это дорогой и редкий подарок. Они полны противоречий, в их характерах столько пластов, что о каждом можно было бы снять отдельный фильм. Их монологи временами достигают шекспировского звучания. И в этот момент очень жаль, что Тарантино не литератор.

Что же касается Дженнифер Ли, за роль Дейзи она справедливо номинирована на "Оскар" (также как оператор картины Роберт Ричардсон и композитор Эннио Морриконе). Актриса будто не играет убийцу, она является ею. При этом, несмотря на свои пятьдесят с копейками, Ли изображает чертовски притягательную девицу. Дело не портит даже фингал под глазом у ее героини, расквашенный нос и кровь, соплями размазанная по лицу, которая так и не будет смыта.

Для того чтобы считать сколько пластов заложено в этом кино, неплохо было бы родиться в Штатах. Это примерно также как с "Гаражом" Эльдара Рязанова, который по-настоящему поймет только зритель, заставший застой в СССР. Тарантино обещал публике вестерн, а показал первоклассную кинопьесу, филигранно обстебав все, чем гордится и чего стыдится Америка. Например, систему правосудия в монологе Тима Рота, гражданскую войну и противостояние сторон. В его кино нет положительных героев. Они все жестоки, как звери от природы. И эту жестокость режиссер доводит до высочайшей точки, когда она кажется комичной.

Локаций в картине всего две. Это постоялый двор и конюшня. В них и разворачивается действие, которое незаметно перетекает в детективную историю. Ни одной погони. Только эпизод-вставка, в котором на заснеженной равнине догола раздетый белый отсасывает черному Маркизу за возможность получить теплое одеяло перед смертью. И, черт возьми, если бы я была черной, я бы почувствовала удовлетворение на этом эпизоде.

В "Омерзительной восьмерке" Тарантино как лягушку препарировал историю Америки. Для этого ему понадобилось всего три часа экранного времени. Если бы нечто подобное о своей стране снял кинематографист в Украине, его бы как минимум закидали грязными носками. И не факт, что виртуально. Однажды такую попытку предпринял Юрий Ильенко в своей "Молитве за гетьмана Мазепу", за что был, мягко говоря, не понят товарищами по ремеслу - из известных только Кира Муратова сказала, что-то хорошее о "Мазепе" - прочие брызгали слюной как верблюды. Тарантино в эпической "Восьмерке" с гомерическим хохотом вынул ментальную матку родины и повесил ее кровоточить на столбе. Затем запихнул обратно. Чтобы так жестко и тонко оборжать Америку, надо ее очень любить. Однажды режиссер заметил: "Америку основали люди со стволами в руках, которые просто брали, что им понравится. Мы, в общем, нация воинов. Мы очень легко заводимся, и иногда по делу". Кино об этом.