Разделы
Материалы

Шрамы юности. Лучшие фильмы, не попавшие в украинский прокат

Иван Кислый
Кадр из фильма "Нед Рафл" / Фото: konopoisk.ru

Коммунисты и антропологи, безумцы и верующие, девушки и бензопилы, а также пленники одной комнаты — в фильмах, которые не попали в украинский прокат  

"Комната" / Room

Режиссер: Леонард Абрахамсон
В главных ролях: Бри Ларсон, Джейкоб Тремблэ, Шон Бриджерс
Ирландия — Канада, драма, 118 мин.

Сюжет: когда Джой (Ларсон) было 17, ее прямо на улице похитил мужчина и запер в своем сарае. Прошло семь лет. Теперь у Джой есть пятилетний сын Джек (Тремблэ), для которого сарай и есть мир, без солнца и ванны, взаперти и в тесноте, где барахлящий телевизор служит единственным окном в другую реальность — вымышленную, как уверяет мама.

Зачем смотреть: имя ирландского режиссера Леонарда Абрахамсона стали узнавать после чудаковатой комедии "Фрэнк", где Майкл Фассбендер весь фильм ходил с огромной картонной головой на плечах. В "Комнате" нет места для чудачеств — герои в п лену у бородатого мужчины, которого они между собой зовут Старым Ником (одно из имен Дьявола, на минуточку). Фильм основан на одноименном бестселлере Эммы Донохью, действие заперто в четырех стенах — в таких условиях все зависит от актеров, и дуэт Ларсон — Тремблэ выдают лучшие роли в карьере. Бри Ларсон уже получила "Золотой глобус" и всерьез претендует на "Оскар" — актриса утверждает, что даже не умывалась толком во время съемок, дабы любому зрителю было ясно: на ней нет макияжа. Досадно, что Джейкоб Тремблэ еще слишком мал для таких наград — мальчик заслужил их не меньше. Именно Джек — ключевая фигура в фильме. Глядя на него, ни на секунду не сомневаешься, что любовь, даже порожденная злом и насилием, побеждает. "Комната" — история, которая пытается не сломать зрителя об колено (хотя могла бы), а распахнуть ему сердце.

"Нед Райфл" / Ned Rifle

Режиссер: Хэл Хартли
В главных ролях: Лиам Эйкен, Обри Плаза, Томас Джей Райан
США, драма, 85 мин.

Сюжет: Нед (Эйкен) празднует совершеннолетие в доме приемных родителей, людей достойных и набожных. Правда, его сводная сестра все равно любит пошалить — она вкладывает свое интимное фото в подаренную Неду Библию. Но парня не так-то просто сбить с пути. Фэй, его настоящая мать, отбывает пожизненное заключение за терроризм, а Нед винит в судьбе матери своего отца Генри, непризнанного гения-философа. И не просто винит, а хочет его разыскать и убить.

Зачем смотреть: "Нед Райфл" — заключительный фильм трилогии Хэла Хартли. Первая часть, "Генри Фул", появилась в 1997 году и получила в Каннах приз за лучший сценарий. Это была странная история о мусорщике в поисках собственного предназначения. Спустя десять лет она мутировала (напрасно) в пародию на плохой шпионский триллер ("Фэй Грим"). Впрочем, "Нед Райфл" стоит посмотреть, даже не зная предыстории героев, это лучшая часть трилогии Хартли, который собирал деньги на съемки ленты с помощью краудфандинга буквально по доллару.

Нед, приятный религиозный юноша с револьвером и жаждой справедливости, встречает Сюзан, странную девушку с неясными целями. Они отправляются в путешествие, где будет место и эксцентричному юмору, и трагедии, и триумфу, что изящно рифмуется с финалом первого фильма трилогии. "Нед Райфл" — свидетельство того, что в независимом кино главными остаются вещи, которые не купишь за деньги: вкус, ум и талант.

"Последние девушки" / The Final Girls

Режиссер: Тодд Штраус-Шульсон
В главных ролях: Таисса Фармига, Малин Акерман, Александр Людвиг
США, комедия, 88 мин.

Сюжет: серьезная старшеклассница Макс (Фармига) и ее мама (Акерман), звезда-однодневка вымышленного ужастика 1980-х Camp Bloodbath, попадают в аварию. Мать погибнет, а дочь однажды придет на показ маминого хита в кинотеатре, чтобы повидаться с ней хотя бы так. Во время сеанса начинается пожар. Пытаясь выбраться из горящего здания, Макс разрезает киноэкран и оказывается на территории Camp Bloodbath, среди персонажей фильма, включая свою молодую маму и маньяка с мачете.

Зачем смотреть: "Последний киногерой" встречает Джейсона Вурхиза из "Пятницы 13-го" на постмодернистской земле "Хижины в лесу" — примерно так можно охарактеризовать второй фильм в карьере режиссера Тодда Штраус-Шульсона. Он начинал с небезнадежной комедии "Убойное Рождество Гарольда и Кумана", а теперь пытается найти новый поворот в жанре слэшера. Правда, маньяк с мачете в "Последних девушках" только предлог, чтобы поговорить о том, как кинематограф может помочь справиться с потерей близких. В "Последнем киногерое" мальчик провалился в фильм, где Арнольд Шварценеггер заменил ему умершего отца (за грохотом выстрелов эту деталь легко было упустить). "Последние девушки" воссоединяют дочь с мамой и не включают бензопилу на полную мощность — как ни странно, получилось семейное кино в декорациях слэшера, которое не захлебывается ни от сахарного сиропа, ни от кровищи.

"Три воспоминания моей юности" /
Trois souvenirs de ma jeunesse

Режиссер: Арно Деплешен
В главных ролях: Квентин Дольмэр, Лу Руа-Леколлине, Матье Амальрик
Франция, драма, 123 мин.

Сюжет: профессор-антрополог Поль (Амальрик) возвращается во Францию после долгих лет работы по всему миру и застревает на границе — оказывается, у него есть двойник по паспорту, умерший два года назад. Чтобы выяснить, как так получилось, главный герой окунается в воспоминания, где юный Поль (Дольмэр) не только учился и влюблялся на парижских улочках, но и к ак-то раз провез контрабанду советским евреям-отказникам.

Зачем смотреть: режиссер Арно Деплешен добился успеха в середине 1990-х с картиной "Как я обсуждал... (мою сексуальную жизнь)", и его новая работа построена вокруг того же персонажа двадцатилетней давности, Поля, которого снова исполнил Матье Амальрик. Действие, правда, быстро смещается в годы юности героя, и Поля великолепно играет дебютант Квентин Дольмэр. Поездка со школьной экскурсией в Минск оборачивается для героя едва ли не шпионскими играми, но, вернувшись во Францию, он встретит Эстер, чей магнетизм подчинит себе весь фильм. Режиссер позабудет о заминке на границе, которая останется лишь поводом поговорить о прошлом. "Что ты будешь делать, когда окончишь школу?" — спрашивает Поль у возлюбленной. "Я тебя разочарую", — отвечает она. Фильм Деплешена — обаятельный роман воспитания, который идет навстречу разочарованию и помнит его горечь годы спустя.