Разделы
Материалы

Чернобылю брат. Зачем смотреть комедию "Братья из Гримсби"

Оксана Савченко
Фото: planetakino.ua

В прокате комедия Саши Барона Коэна "Братья из Гримсби". Режиссер — Луи Летерье. Кроме британского комика, в картине снялись Марк Стронг и Пенелопа Крус

В любой стране, даже такой продвинутой, как Великобритания, есть городишки, подобные прыщам. Их не запудришь, не замажешь. С их существованием надо смириться. Выдавишь в одном месте, они возникнут в другом. Как напоминание о несовершенстве общества, даже такого во всех смыслах демократического, которое немногочисленные украинцы, получившие визу, могут наблюдать в стране Чарльза Диккенса и Уильяма Блейка. Гримсби — затрапезный приморский городок с косыми некрасивыми домами. Его обитатели — пролетарии, живущие на социальное пособие и плодящие детей с резвостью кроликов.

Нобби (Коэн) 3 один из них. Многодетный папаша, стригущийся под Лиама Галлахера, жизнерадостный безработный идиот, привыкший полагаться на судьбу. Находчивый, неунывающий, пошлый и чистосердечный. Даже под пулями ухитряющийся бегать с бутылкой спиртного, не забывая при этом отпивать из нее. Владелец пивного животика, способный без лишних размышлений воткнуть ради веселья петарду в собственный зад. Или назвать сына Лейм — в честь онкологического диагноза, выдуманного, чтобы получать лишние фунты на проживание. У Нобби в биографии, кроме того, что он родился в полном отстойнике, есть еще одна трагическая стока. Потеря родного брата Себастиана (Марк Стронг), с которым его разлучили усыновители в раннем детстве.

Нобби не в курсе, что его младшенький, тыкающий с детской фотографии "фак", стал суперагентом МІ6. Почти Джеймсом Бондом. Стильным, как дог с фотографий, подкачанным, как футболист английской сборной Рахим Стерлинг, который мелькает на экране. Богатым, таинственным и несокрушимым. Иными словами, мужиком мечты каждой любительницы глянцевых журналов. Спустя тридцать лет они сталкиваются. Две противоположности, как инь и ян, разные, как Каин и Авель, и происходит стремительное заражение СПИДом Дэниэла Рэдклиффа в прямом эфире, каждый момент которого фиксирует ненормальная камера, вдохновленная безумцем Коэном. Добавьте к этому уморительные женские образы актрис Айлы Фишер, Габури Сидибе, Ребел Уолисс.

Это невероятное, до колик смешное, пошлое, циничное и при этом совершенно невинное кино. Основной месседж которого состоит в том, что главное для человека его семья, и не важно, рассекает он в данный момент по Лондону в мерседесе последней модели, отлизывает толстой негритянке, пьет дешевое пиво в баре с такими же жирными полудурками, как он сам, или поневоле вынужден контактировать со стадом слонов — это отдельное зрелище, которое жаль спойлерить.

Пока персонажи спасают мир от заговора, Коэн, вооружившись гэгами, как ниндзя нунчаками, безжалостно лупит по всему, что попадает под руку

При этом тема неравенства между бедными и богатыми поднимается лихо и без сантиментов. В первую очередь достается филантропам, которые на самом деле психованные мизантропы, мечтающие очистить мир от плебса. Играет такого человека не кто-нибудь, а Пенелопа Крус. И пока персонажи ленты спасают мир от заговора, Коэн, вооружившись гэгами, как ниндзя нунчаками, безжалостно лупит по всему, что попадает под руку — стереотипам, косности, социальной несправедливости, СПИДу, показной благотворительности, тупости, жадности, и в финале дает такой мощный пендель миру, полному идиотизма и любви, что зрителю ничего не остается, кроме как смеяться и следить за тем, чтобы не подавиться попкорном от хохота.

Вишенка на торте — слегка обозначенная в ленте украинская тема. Один из врагов братьев — несгибаемый суперубийца украинец Павел Лукашенко. А городом-побратимом Гримсби, в котором сами британцы никому не рекомендуют жить, по шуточной версии авторов фильма стал наш Чернобыль.