Создатели исторических комедий "Пришельцы" с Жаном Рено и Кристианом Клавье на этот раз отправили своих героев во времена Великой французской революции
В 1993 году, когда на киноэкраны вышел первый фильм теперь уже трилогии "Пришельцы", он был настоящим прорывом в комедийном жанре. Рассказанная с чисто галльским остроумием история о том, как граф Годфруа де Монмирай вместе со своим слугой Жакуем, попав из рыцарского XII века в торгашеское XX столетие, делает в своей родной Франции то, что и положено рыцарю – наказывает плохих людей и помогает хорошим – покорила зрителей.
Режиссер Жан-Мари Пуаре и продюсеры довольно потирали руки, думая, что попали на золотую жилу, но второй фильм трилогии в прокате успеха не имел. Американского зрителя (а лента представляла собой практически сюжетную копию первой, только действие было перенесено в современные США) лента не заинтересовала. И вместо того, чтобы собрать обильный урожай с богатого американского кинорынка, создатели фильма получили на руки ничтожные 146 тысяч долларов кассовых сборов.
Правда, в родной Франции вторых "Пришельцев" в 1998 году посмотрели 8 млн зрителей – но для блокбастера с бюджетом более 20 млн (если перевести тогдашние франки в евро) это было не так уж много. Так что финансовая целесообразность продолжения франшизы оказалась под вопросом. К тому же возник вопрос с сюжетом – в какое время и куда теперь засылать героев? Прошли долгих 18 лет – срок для возобновления франшизы громадный – и Жан-Мари Пуаре вместе с продюсерами все-таки решился на третью попытку. Местом действия (очевидно, памятуя крайне неудачный с финансовой точки зрения американский опыт), решили оставить Францию. Ну а в качестве эпохи выбрали, ни много ни мало, Великую французскую революцию. Кстати, оригинальное название фильма - Les Visiteurs: La Révolution. И никакого взятия Бастилии, как в отечественном прокатном варианте названия "Пришельцы 3: Взятие Бастилии" там нет и быть не может – штурм знаменитой крепости-тюрьмы в Париже состоялся до событий, о которых рассказывается в фильме.
Вопрос с возрастом героев (Жану Рено, играющему графа де Монмирай, сейчас 67 лет, а Кристиану Клавье, исполняющему роль его слуги, 63 года) решили быстро. Якобы рыцарь и оруженосец попали в ловушку времени, где его течение ускоряется. Главная интрига для поклонников франшизы заключалась в другом – как будет показана в комедийном плане эпоха, во время которой происходит действие фильма? Ведь Великая французская революция, которую французы считают главным событием в своей истории, состояла из нескольких этапов, нередко отрицавших друг друга. А создатели "Пришельцев 3" еще и выбрали из этих этапов самый неоднозначный, тот, который историки называют "эпохой террора", когда были казнены, по разным подсчетам, от 16 до 40 тысяч человек.
Да и сами главные действующие лица революции были людьми неоднозначными. Мирабо, Дантон, Робеспьер, Марат, Сен-Жюст не только непохожи друг на друга, но и добивались разных целей. Об этом написаны десятки исторических монографий и сняты многие фильмы, включая "Дантона" знаменитого Анджея Вайды. Великая французская революция до сих пор остается, так сказать, "классикой жанра". Недаром верхушка российских большевиков после ноября 1917 года пыталась копировать ее в буквальном смысле этого слова, постоянно обсуждая в своем кругу, какому ее этапу они должны соответствовать в данный момент.
Однако, судя по третьим "Пришельцам", рядовых французов (а комедия, понятное дело, ориентирована именно на них) эти проблемы уже не волнуют. Создатели фильма помещают графа де Монмирай и его слугу Жакуя в компанию французской знати, собирающейся бежать от якобинского террора за пределы Франции, и остановившейся на несколько дней в Париже. Причем для пущего драматургического (хотя и с исторической точки зрения невозможного) эффекта они помещают их на верхнем этаже аристократического особняка, где на других этажах в реквизированных у владельца квартирах живут сестра фактического диктатора Франции того времени Робеспьера и главный трибун революции Марат. И смешными они делают всех своих героев, как аристократов, так и революционеров.
"Насмешек над самой эпохой в третьих "Пришельцах" меньше, чем в предыдущих лентах этого цикла. Наверное, дело в том, что эпоха все-таки не проста"
Не пожалели даже Марата, который, как известно, был зарезан дворянкой Шарлоттой Корде прямо в ванной, где он принимал посетителей. (Он болел экземой в столь сильной форме, что большую часть времени вынужден был проводить в воде).
В фильме до этого события еще далеко, но Марат там таки не вылезает из ванной, будучи представленным зрителю как добродушный комический персонаж, который то замерзает в холодной воде, то обваривается кипятком. Робеспьера же в фильме показывают только однажды, и отнюдь не в добродушном виде, но и он в этом эпизоде не только зловещ, но и смешон.
Вот только насмешек над самой эпохой в третьих "Пришельцах" меньше, чем в предыдущих сериях. Наверное, дело в том, что эпоха все-таки не проста. Когда думаешь об этом во время просмотра фильма, в голову приходит еще один сложный для Франции исторический период – первая половина второй мировой войны, когда часть французов выбрала для себя коллаборационизм, а часть ушла в партизаны или сочувствовала им.
И надо же – в самом финале третьих "Пришельцев", граф де Монмирай и Жакуй, выбравшись из "эпохи террора", попадают не к себе домой в XII век, а именно в это самое время. В родовом замке де Монмирая расположился штаб немецкой военной части, с которой сотрудничает потомок Жакуя. Самого же графа и его оруженосца берут в плен прямо у стен замка французские партизаны, принимая их за странного вида немецких шпионов.
Очевидно, зрителей ждет еще и четвертый фильм франшизы, создатели которой, похоже, в последнее время не ищут легких путей.