Гендиректор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания рассказал Фокусу, что помогло украинской певице победить на песенном конкурсе «Евровидение»
В победе Джамалы до последнего сомневались даже многие ее поклонники: слишком нетипичной для развлекательного конкурса казалась ее песня "1944", рассказывающая о депортации крымских татар. У самой же певицы, как утверждает гендиректор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания, сомнений не было. Он рассказал Фокусу, как Джамале удалось переломить формат Евровидения и почему ее поддержал европейский зритель.
Как выбирали, кто поедет на "Евровидение"?
− У Национальной телекомпании Украины есть право назначить участника конкурса, но мы скооперировались с друзьями с СТБ и рискнули провести национальный отбор. Он был абсолютно непредсказуемым, до последней секунды я понятия не имел, кто выиграет.
Когда отбор прошла Джамала, как оценивали ее шансы на победу в конкурсе?
− Мы не сомневались, что она войдет в тройку финалистов. Золотая моя нахальная Джамала кричала, что если в чем-то участвует, обязательно побеждает. Оказалась права.
В адрес Евровидения звучат обвинения в легкомысленности, на этом конкурсе серьезная музыка и тексты – редкие гости. Можно ли говорить о том, что победа Джамалы говорит о новом тренде?
− Боюсь, что о трендах речь идти не может. Вы правы, Джамала в корне изменила один конкурс, рискнула выйти на него с песней, которая полностью выпадает из формата. Тем не менее, жюри и зрители – те самые 200 миллионов, а, возможно, смотрело и больше – отдали ей голоса. Я не думаю, что владельцы конкурса из-за этого сменят формат. Мне кажется, достаточно давно там идет речь не столько о таланте вокалистов, сколько о соревновательном духе между странами. Поэтому вряд ли они рискнут сделать ставку на вокальные данные конкурсантов. Это, скорее, шоу и соревнование между странами.
Если это так, возможно, в случае с Джамалой для телезрителей из европейских стран было не столь важно, о чем она поет, просто так сложилась конъюнктура?
− А здесь все вместе, одно от другого оторвать невозможно. Джа спела очень личностную вещь: несмотря на то, что это касается трагедии всего народа, она все пропустила через себя, что не могло не тронуть зрителя, люди это оценили. Не знаю, как к этому относятся организаторы, но они же допустили эту песню. У нас были опасения: 1944 год, плюс соседи предпринимали кое-какие скандальные действия. Но ничего не помогло, организаторы сказали: "Все в порядке, никаких намеков нет. Проходите". Мы прошли и выиграли.
Я знаю, что выиграли честно. При этом могу предположить, что стандартные методы работы некоторых стран такие: за рубежом тысячами скупаются сим-карты для местных звонков, в день финала много людей голосуют с них (по правилам конкурса страны не могут голосовать за своих представителей. – Фокус). Те, кто давно в шоу-бизнесе, это хорошо знают. Так что Евровидение, скорее, было ярмаркой тщеславия, чем настоящим конкурсом, но видите – настоящий талант все рвет.
По правилам Евровидения, следующий конкурс должен пройти на родине победителя. В случае с Джамалой было бы логичным провести его в Крыму, но пока это невозможно. Как думаете, какой регион Украины наиболее подходит для этого?
− Не знаю, выбор огромный – страна у нас прекрасная. Буквально с завтрашнего дня мы начинаем консультации: ребята прилетят, выдохнут, затем команда снова кинется в работу. Будет огромная помощь и со стороны EBU – Европейского вещательного союза, и со стороны организаторов конкурса, это будет длиться весь год. Но не я – директор телекомпании, а Украина должна решить, в каком из городов, в каком из мест лучше провести конкурс. Мы открыты к любым предложениям.