Разделы
Материалы

Без эстрады и шансона. Как создать идеальный музыкальный фестиваль

Оксана Савченко
Фото: из личных архивов

Фокус поговорил с организатором фестиваля Atlas Weekend Дмитрием Сидоренко о том, почему кризис — благодатное время для организации продвинутых музыкальных фестивалей

Идеальный музыкальный фестиваль — это территория счастья, просветления и любви. На нем каждый может найти то, что ищет, независимо от возраста и социального статуса. В каждой продвинутой стране есть свои музыкальные форумы — Sziget, Glastonbury, Pinkpop и десятки других, на которые каждый год съезжаются туристы и местные меломаны. И что бы в жизни человека ни происходило, он знает, что в заранее известные дни лета можно будет, забив на реальность, погрузиться в мир "музык новых самых".

Бизнесмен и меломан Дмитрий Сидоренко вместе с группой единомышленников поставил перед собой амбициозную задачу — создать в Украине такой фестиваль — Atlas Weekend. Территория проведения — Национальный комплекс "Экспоцентр Украины" (ВДНХ). Продлится с 8 по 10 июля. На нем выступят более сотни артистов и групп из Украины, ближнего и дальнего зарубежья. Вот лишь некоторые из них: "Машина времени", "Сплин", GusGus, Kwabs и Nneka, Иван Дорн, "Бумбокс", Jamala, Pianoбой, "Аквариум" и Борис Гребенщиков, Brutto и многие другие. Представлены будут все музыкальные направления: от джаза и рока до хип-хопа и электроники. Не будет только эстрады и шансона.

Запуская масштабный музыкальный фестиваль в разгар кризиса, вы понимали, что идете на риск?

— С одной стороны, это риск. С другой — фестивальный сегмент на украинском рынке пустует. Есть несколько фестивалей, но они не того масштаба, который необходим Украине. В европейских странах есть много фестивалей и форумов аналогичных тем, которые я хочу запустить у нас, и на них ежегодно приезжают десятки тысяч человек. Сейчас трудное время, но и перспективное для новых проектов. Трудно, потому что бизнесмены, которые в нормальное время готовы рисковать и инвестировать деньги в фестивали, сейчас либо боятся прогореть, либо у них нет такой возможности. Но закон бизнеса работает четко: если есть свободная ниша и кто-то готов рискнуть, скорее всего, он ее займет. Я считаю, что у нас есть все шансы это сделать. И потом, кризис — лучшее время, чтобы захватывать нишевые области. В 2008 году, как раз во время кризиса, мы с коллегами начали заниматься концертными турами артистов. Тогда многие опасались прогореть и ничего не делали, а мы буквально за полгода заняли значительную долю рынка.

Дмитрий Сидоренко: "Для нас приоритетом является доступность концертов для слушателей. Цена 600–800 грн за один день фестиваля вполне допустима"

На какие западные фестивали вы ориентируетесь?

— Sziget, Glastonbury. При этом мы пытаемся создать свой уникальный фестиваль. Договорились об объединении с "Країной Мрій", чтобы была национальная составляющая в том числе. Кроме коллективов из СНГ, собираемся привезти около тридцати западных исполнителей с таким прицелом, чтобы быть интересными и западным туристам. По меркам европейцев у нас недорогой входной билет на концерты, проживание, питание, и мы этим собираемся воспользоваться. Сейчас запустим рекламу по Восточной Европе и СНГ. Хотя в этом году мы не делаем ставку на иностранцев, скорее всего, их будет 5–7% от общего количества зрителей. Но это вопрос нескольких лет. Потом к нам поедут.

Кризис подстегивает западных артистов сюда ехать?

— В каком-то смысле да. Некоторые артисты идут нам на уступки, потому что понимают, в каком положении находится страна. В частности, группа Apocalyptica. Для других — напротив, важна только финансовая составляющая, и они не приедут именно по этой причине. С одним известным артистом мы общались еще в прошлом году, но не сложилось, потому что он запросил такой гонорар, что цена на входной билет подскочила бы в разы. Для нас же приоритетом является доступность концертов для слушателей. Цена 600–800 грн за один день фестиваля вполне допустима. К тому же мы ориентируемся на то, что это должен быть семейный фестиваль, поэтому детям до 12 лет и пенсионерам от 65 лет мы делаем вход бесплатным. Планируем, что в перспективе это станет ежегодной традицией.

"Країна Мрій" диктовала какие-то особые условия?

— Было принципиальное условие — наработки "Країни Мрій" не должны пострадать. Все их отдельные зоны сохранились, чтобы поклонники не почувствовали, что их фестиваль видоизменен, все артисты согласовываются с Олегом Скрипкой.

Идеологического контроля не было со стороны Скрипки? Например, чтобы определенная группа из России не приезжала?

— Не было. Мы со своей стороны тоже старались такие группы не приглашать. К тому же артисты, которые неоднозначно высказывались по поводу Украины, несколько лет уже не приезжают к нам. Но при этом для меня важно, чтобы фестиваль был вне политики.

Почему?

— Потому что общество сейчас и так максимально политизировано. Политика сейчас у нас сквозит из интернета и телевизора. Пускай люди отдохнут, наш фестиваль посвящен музыке, отдыху, развлечениям.

У вас специфическая профессия. Как вы поняли, что должны заниматься именно этим?

— Стечение обстоятельств и зов души. Я собирался заниматься совсем другим видом деятельности. Должен был работать в госструктурах, называть которые не хочу.

Организация фестивалей в каком-то смысле дело неблагодарное.

— Только в этом году нас уже кинули трижды.

Если отбросить бизнес, в чем для вас смысл этого дела?

— До того, как начать заниматься организацией концертов, я лет пять коллекционировал музыку. У меня по тем временам была одна из самых больших коллекций в СНГ. Музыку слушать начал с Nirvana и Prodigy. Такая странная смесь. Хотя сейчас ничего в этом сочетании необычного нет, а тогда это выглядело странным. Потом стал слушать другие группы, много нишевых. Коллекционировал хип-хоп, металл, электронику — разноплановые стили. Коллекция была уникальной. Даже один канадский сайт заказывал ее у меня, чтобы на этой основе открыть свой портал. Они у меня много жестких дисков переписали. Это было во времена, когда интернет не был так развит. Потом коллекция потеряла смысл — все перешло в онлайн.

Что случилось с коллекцией?

— Подарил другу. А он потом продавал эти диски на Петровке и много лет на ней хорошо зарабатывал.

Вы общаетесь с коллегами, работающими на европейских фестивалях? В чем отличие между организацией таких масштабных мероприятий там и здесь?

— Там это налаженный бизнес. Причем у тех же организаторов Sziget много других фестивалей. Но к этой бизнес-империи они шли десятилетиями. Там есть стабильность за счет того, что фестиваль проходит не первый год и уже есть доверие к бренду.

Дмитрий Сидоренко: "В идеале хочется, чтобы человек пришел на фестиваль и погрузился в атмосферу. Чтобы это стало очень ярким фрагментом в его жизни, а не просто рядовым событием"

Меломаны готовы покупать билеты, даже если имена звезд еще не озвучены. Это дает инвестиционные деньги на предоплату артистам, на рекламную кампанию. А мы это делаем за свой счет и деньги друзей. И только потом уже рассчитываем на покупку билетов.

Музыкальные вкусы в Украине меняются?

— Безусловно. За счет интернета все больше людей узнают новые группы, о которых у нас не узнаешь ни по телевизору, ни по радио. Бенджамин Клементайн без особой рекламы собрал полный зал. Если говорить о фестивале, то человек приходит ради двух групп, а открывает для себя еще пятьдесят других. У многих артистов после участия в таких форумах сольные выступления собирают в полтора раза больше людей.

Вы отбираете группы на фестиваль?

— Да. Процентов девяносто участников отбирал лично. Поэтому и сплю по два часа в сутки.

У вас представлены почти все музыкальные направления. Но нет эстрады. Это принцип?

— Не переношу эстраду.

А шансон?

— В том формате, в котором он есть в СНГ, — нет, а в том, в котором существует, например, во Франции, — может быть. Думаю, со временем мы к этому придем. Расширяя формат, ко всему надо идти поэтапно.

Вы сами часто ездите на западные фестивали?

— Я пересмотрел много видео с западных фестивалей. Был на российских и украинских форумах, но на европейских не был вообще. Из-за того, что последние лет 7–8 плотно работаю… Может быть, это и правильно, изобретать свое колесо, а не идти по накатанной колее. Но я пересмотрел десятки DVD, и какая-то утопическая картинка, как это должно выглядеть, у меня сложилась. В идеале хочется, чтобы человек пришел на фестиваль и погрузился в атмосферу. Чтобы это стало очень ярким фрагментом в его жизни, а не просто рядовым событием. Чтобы потом этот фестиваль ждали.

Фото: из личных архивов