Пианистка Полина Осетинская рассказала Фокусу, как тщеславие родителей влияет на вундеркиндов, почему по местам, где провел детство, важно гулять пешком, а талант нельзя распознать сразу
9 июня на фестивале Odessа Classics выступала известная российская пианистка Полина Осетинская. Когда-то о вундеркинде знал весь Союз - в шесть лет Полина уже выступала с концертом в Вильнюсской консерватории. Можно было бы сказать, что жизнь Осетинской похожа на роман, но о ней уже написана книга. В 2007 году пианистка выпустила автобиографию "Прощай, грусть", в которой рассказала о своих отношениях с тираничным отцом и обратной стороне успеха.
Выступление на Odessа Classics для Полины - очень личное событие. В последний раз она была в Одессе 28 лет назад - тогда пианистка сыграла Пятый концерт Бетховена и фортепианный концерт Шумана. Сейчас она в каком-то смысле снова вернулась к себе.
Вы не были в Одессе с детства, а на сцене Одесской филармонии не выступали 28 лет. Какие у вас ощущения от города и от возвращения?
- Я не могу полноценно выражать свое впечатление о городе, пока не исходила его ногами. А я этого еще не сделала. Мне хочется пройтись по тем местам, которые остались в сознании с детства. Может быть, сейчас возьму такси и поеду к Одесской киностудии. Я много жила в гостинице при киностудии, потому что мой отец там работал. Я хорошо знала те места, и они для меня родные. Конечно, мне немножко страшно туда ехать - вдруг они не сохранились. Или вдруг я запомнила все не таким, какое оно на самом деле.
Перед концертом в Одессе я очень волновалась. Но как только он начался, расслабилась. Мы с залом переживали одно состояние, а это самое главное. С Одесской филармонией даже после концерта не могу расстаться - сегодня ходила туда заниматься.
По сравнению с эпохой вашего детства, музыкальных вундеркиндов сейчас стало больше или меньше?
- Количество вундеркиндов зависит от тщеславия родителей. Если бы не оно, вундеркиндов во все времена можно было бы пересчитать по пальцам одной руки. Я терпеть не могу таких тщеславных родителей, потому что они отбирают у детей детство.
Вообще, в раннем возрасте сложно выявить талант. Можно понять, есть ли у ребенка есть слух, чувство ритма, умение координировать пальцы. Но талант - это другое, он проявляется со временем.
Вы помните свое первое сильное впечатление о музыки? Как вы поняли, что не можете без нее жить?
- Отец часто ставил мне слушать пластинки. Когда я их слушала, я переживала эмоции, которых не испытывала в обычной жизни. Если говорить о каком-то одном повлиявшем на меня в детстве произведении, то это "Вальс-фантазия" Глинки. Я и до сих пор его люблю.
В какой-то момент в детстве я поняла, что музыка способна всосать в себя все - все эмоции и все стадии развития человека. Поэтому я вцепилась в нее и не отпускаю до сих пор.
- Читайте также: Гитлер плакал над Чайковским, но пропагандировал Бетховена и Вагнера, — Алексей Ботвинов
Как полюбить классическую музыку?
- Все нарабатывается практикой. Нужно ходить на концерты, слушать. Нужно понять, что тебе нравится больше - вокальная или инструментальная музыка? Фортепиано или флейта? Бас или баритон? Джаз или рок? Современная или барочная академическая музыка? Минималисты или авангардисты? Пространство для выбора очень велико. Сначала вы найдете что-то близкое себе, со временем начнете расширять круг интересов. А потом случится момент волшебства. Вы будете сидеть в зале и вдруг переживете что-то такое, чего никогда не переживали. Может быть, даже решите изменить что-то в жизни. Ради таких моментов мы этим и занимаемся.