В прокате драма "Детство лидера" Брэди Корбета. В ролях Лиам Каннингем, Беренис Бежо, Роберт Паттисон. Лента получила награду за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале
В основе сюжета ленты "Детство лидера" микс из одноименного рассказа Жан-Поля Сартра и романа "Волхв" Джона Фаулза. Время действия 1918 год. Заканчивается Первая мировая война. Дипломаты собрались в Париже и в поте лица работают над тем, чтобы подписать Версальский мир. Американский переговорщик (Лиам Каннингем) приезжает в глухую французскую провинцию вместе с женой (Беренис Бежо) и маленьким сыном. Жене-Бежо, даме красивой, образованной и продвинутой, в провинции откровенно скучно, ее жизнь утекает как песок сквозь пальцы. Ее сын тоже мается, учит французский и периодически устраивает домашние истерики. Родители к нему холодны, как льды Арктики к белым медведям, да еще и периодически ходят друг от друга налево, а после рассказывают парню, как надо доедать обед и пользоваться ножом. Разумеется, он на них кладет с прибором. И периодически устраивает истерики. Друзей у него нет. Из развлечений только книги. В церкви мрак. Любой вменяемый ребенок стал бы психом. Тем более если он изначально несколько повернут в сторону мрака.
Брэди Корбет делает попытку препарировать исходники харизматичной личности с перспективой стать тираном, но на самом деле больнее всего бьет по психике современных родителей, которые впахивают фул-тайм ради того, чтобы у ребенка были перспективы. Достаточно увидеть выражение лица героини Бежо, которая злится на расшалившегося Прескотта, чтобы увидеть свою физиономию в гневе на собственного ребенка, только что удалившего файл с компьютера. Так что к картине Брэди нельзя относиться слишком серьезно. Это всего лишь размышления 28-летнего парня о природе диктатуры на основе прочитанной литературы.
Что касается актеров, они смотрятся в фильме предельно органично, как краски, нанесенные там, где и должны быть, но не более. Даже Роберт Паттисон остается в тени холста самой картины.
Полутемные пустые комнаты с высокими потолками. Цвета приглушенные, холодные, как на работах средневековых голландцев. В полумраке можно рассмотреть лицо ребенка — светлые волосы, каре, тонкие черты, бледная до прозрачности кожа, холодные глаза, смотрящие трезво, оценивающе, как биолог-студент на разрезанную лягушку. Холодная красивая мать. Резкая, строгая, без теплоты. Отстраненный отец. На стене детской единственная картина: птица в позолоченной раме. У фильма отчетливый привкус железа. В его реальность надо войти, как в воду, не задумываясь сделать вдох и нырок, для комфортного погружения в чужое подсознание.
У этой истории так же мало связи с реальностью, как в сказке про Ивана-дурака с жизнью. Но, по сути, режиссер попадет в яблочко, да так мощно, что оно раскалывается пополам. Будущий тиран в детском возрасте вычерчен настолько точно, что мог бы войти в коллекцию психоаналитика, специализирующегося на властных безумцах. Единственный минус картины — здесь слишком четко все объясняется. Холодность порождает холодность, жестокость рождает жестокость, слон не родит крокодила, павлин не запоет как соловей, а холодные люди вряд ли воспроизведут в жестокий мир доброго человека.
У этой истории так же мало связи с реальностью, как в сказке про Ивана-дурака с жизнью. Но, по сути, режиссер попадет в яблочко, да так мощно, что оно раскалывается пополам
Брэди Корбет, на беду свою, работал с Михаэлем Ханеке — как актер играл одного из убийц в "Забавных играх", и, конечно, молодому режиссеру трудно избежать закономерного сравнения с Ханеке. Также как Сокурову в свое время трудно было избежать сравнения с Тарковским. В "Детстве лидера", в его неспешной манере повествования, приглушенных холодноватых тонах можно найти отголоски картин великих художников Висконти, Тарковского, того же Ханеке, Пазолини. Но при этом "Детство" стоит так же обособленно, как любое произведение с авторским взглядом на вещи.