Разделы
Материалы

Мустафа. Как снимали фильм о лидере крымскотатарского народа Мустафе Джемилеве

Алексей Симончук
Фото: Александра Клименко

Режиссер фильма «Мустафа» Ахмед Сарыхалил рассказал Фокусу о том, как на съемки повлияла аннексия Крыма и что ему больше всего запомнилось из биографии Мустафы Джемилева

В конце октября в Киеве прошла премьера фильма "Мустафа", который рассказывает о жизни лидера крымскотатарского народа народном депутате Мустафе Джемилеве.

Работа над картиной началась в феврале 2015 года и продолжалась полтора года. Лента включает пять сцен из жизни Джемилева. Режиссер фильма Ахмед Сарыхалил рассказал Фокусу, как проходили съемки, что ему больше всего запомнилось в биографии Джемилева и как тот влиял на процесс съемок.

В проект меня пригласили координатор КрымSOS Тамила Ташева и журналистка Ольга Моркова. Снять фильм — их идея, появившаяся не случайно. Девочки тогда активно занимались расселением людей с полуострова и помощью переселенцам. Позже Мустафа Джемилев не смог попасть в Крым. Эти события убедили в том, что о судьбе крымских татар нужно говорить.

"Хотелось через одного героя показать путь крымских татар от 1944 года до сегодняшних событий: депортация, возвращение, национальное движение"

Ольга и Тамила организовали краудфандинговую кампанию и начали собирать деньги. 250 человек пожертвовали на фильм около 50 тысяч грн. Вторая часть — это грант от фонда поддержки демократии NED ($50 000).

Режиссер фильма "Мустафа" Ахмед Сарыхалил

Мы читали биографию Джемилева, знакомились с его жизнью, с историей национального крымскотатарского движения. Брали интервью у коллег Джемилева, правозащитников, членов Меджлиса, диссидентов. С нами работал журналист и историк Вахтанг Кипиани. Написали фабулу и выбрали основные события, по которым решили двигаться дальше. Фильм — это публицистика, построенная на интервью. Когда собиралась эта история, появлялись новые интересные факты и мы все складывали по крупицам. Хотелось через одного героя показать путь крымских татар от 1944 года до сегодняшних событий: депортация, возвращение, национальное движение.

Иногда мы консультировались с Джемилевым. Спрашивали об особенностях жизни в тюрьме. Никакого давления с его стороны не было, он не рассказывал нам, о чем можно говорить, о чем нет. Фильм показали ему за день до премьеры.Есть запоминающийся момент в биографии Мустафы, о котором мы не рассказали в фильме. Он хотел похоронить отца в Крыму и вез тело на полуостров. Это было очень мощное событие, их окружали вертолеты, военные. Очень сильная и символичная история.

У нас были съемки в Крыму — снимали пейзажи, записывали интервью, искали архивные материалы. Съемки мы проводили аккуратно и не публично, поэтому особых проблем не было.

Мы не хотели героизировать Мустафу Джемилева. Хотели максимально просто рассказать о судьбе человека. Даже убрали из фильма моменты, где люди чрезмерно восхваляли героя, оставили только пересказ событий. Но все равно Джемилев получился героем.

"Джемилев хотел похоронить отца в Крыму и вез его на полуостров. Это было очень мощное событие, их окружали вертолеты, военные"

С момента аннексии Крыма моя позиция начала меняться, я стал понимать активистов национального движения. Видел жизнь в Крыму, как людей сажают в тюрьму ни за что, как исчезает свобода слова и выбора. Тогда я начал понимать, в чем их сила. Когда живешь свободно, нет понимания этого всего.

Мустафа Джемилев не очень многословен, но при просмотре фильма были моменты, когда он улыбался. Были у него и замечания. Особенно к игровым сценам, где мы давали реконструкцию событий. Сами истории мы восстанавливали по его рассказам, но некоторые моменты приходилось додумывать, где-то обострять, давать экранное решение. Тут он иногда не соглашался. Например, говорил, что в нарды в тюрьме никогда не играли, потому что это запрещено.

Фото: Facebook I Ahmed Sari-Halil