Разделы
Материалы

В каждом теле должен был дух. Зачем смотреть украинское кино "Правило боя"

Оксана Савченко
Фото: кадр из фильма

В прокате украинская спортивная драма "Правило боя" украинского режиссера Алексея Шапарева по сценарию Ивана Тимшина

Киев. Наши дни. Тарас (Влад Никитюк) — симпатичный парень, которого воспитала улица. В прошлом он перспективный боксер, сейчас пытается заработать на лечение матери на нелегальном тотализаторе по боям без правил. Поскольку он парень принципиальный и талантливый, то быстро наживает себе могущественного врага в лице некоего криминального авторитета Скульского (Станислав Боклан), человека подлого и безжалостного. Еще у Тараса есть друзья — шалопаи, которые периодически влипают в полукриминальные истории и которых Тарас как парень героический из этих переделок вытаскивает. Одновременно некий Карпов (Алексей Горбунов), в прошлом олимпийский чемпион, нынче тренер по боксу, готовит сына Игоря (Евгений Галич) к чемпионскому бою с боксерским клубом Скульского. На кону миллион долларов. В последний день Тарас должен будет заменить сына тренера и выступить в финальном поединке.

Для съемок боев без правил была построена специальная арена-клетка, в которой бойцы-актеры сходились перед камерой в поединке. Все бои в ленте поставил Сергей Житниковский, и он же снялся в небольшой роли. Кроме того, в "Правиле боя" дебютировали фронтмен группы O.Torvald Женя Галич и чемпион мира по боксу Александр Усик.

Кино снималось на деньги, которые режиссер Алексей Шапарев сам заработал или привлек. По его словам, в Украине со спонсорами беда: все нищеброды, а олигархи и миллионеры — жлобы. Вначале он вкладывал в кино деньги, которые зарабатывал на изготовлении рекламы, затем появилось несколько спонсоров. Потом "нарисовался" бизнесмен из Беларуси. "Вот в чем парадокс — украинское кино восстанавливает кто? Нашим отечественное кино на фиг не нужно, это все слова и популизм", — говорит Шапарев.

Для съемок боев без правил была построена специальная арена-клетка, в которой бойцы-актеры сходились перед камерой в поединке

"Правило боя" — кино, сделанное просто и стройно. Без выпендрежа и нудноватой поэтичности в кадре, по которой принято маркировать украинский продукт. Тут нет ничего лишнего — как в песнях Виктора Цоя. Есть свет, есть тень, есть хорошие персонажи, есть плохие. Есть четкая операторская работа. Есть виды современного Киева. Сюжет может показаться затертым и схематичным, но это компенсируется простотой и четким внутренним ритмом ленты. К слову, лихой саундтрек составлен из песен только украинских исполнителей (The Hardkiss, DETACH, ЯрмаК, "Бумбокс", O.Torvald).

Минус ленты — несколько выхолощенные и не всегда натурально звучащие диалоги на украинском. Человеку, выросшему в Киеве, например, ясно, что определенные персонажи должны говорить иначе — на киевском русском или хотя бы на уличном суржике. Но в остальном это вполне конкурентноспособный прокатный продукт, который в очередной раз подтверждает тот факт, что бокс — очень киногеничный вид спорта.