В прокате психоэротический триллер Франсуа Озона "Двуличный любовник". В ролях Марина Вакт и Жереми Ренье
По реакции зрителя на фильмы можно составить представление о том, что цепляет современного зрителя. В 80-е или 90-е в кино могли возмутить, впечатлить, раздосадовать, разозлить продолжительные сцены насилия, эротические сцены, страшные сцены, порно-сцены – нужное подчеркнуть. В наше время режиссерам приходиться идти на крайние меры, но не факт, что зрителя это впечатлит.
В "Двуличном любовнике" Франсуа Озона – есть крупный план женской вагины, которую изучает гинеколог. И что же? Да ничего. Смотрится она на экране также органично, как инфузория-туфелька в учебнике по биологии для пятого класса. Такие времена. Так что всем, кому интересно заглянуть во внутренний мир женщины в буквальном смысле – вэлкам. Ну и заодно вы погрузитесь во все психоаналитические глубины израненной души главной героини. Об этом Франсуа Озон заявляет с первых секунд фильма. Вначале показывая вагину крупным планом, потом глаз женщины. Такой монтаж – метафора, обозначающая главную мысль картины. Режиссер погружает зрителя как в физиологию, так и в бессознательное героини.
У некоей Хлои (Марина Вакт) болит живот. Ей 25, в прошлом она модель. Божественно хороша и очень мрачна. Ее жизнь – сплошной поток боли. Плюс все эти девочковые заявления – мне нравилось, когда на меня смотрели, но я не хотела, чтобы меня трогали – и прочая лолитская муть. Впрочем, у Хлои болит не только душа, но и живот. Эти боли совершенно паскудно влияют на ее жизнь, не давая двигаться дальше. И вот Хлоя, вся такая в экзистенциальных кусках, приходит к сексапильному психоаналитику Полю (Жереми Ренье). Как только его пронзительный взгляд пересекается с ее глазами израненной лани становится ясно – будет трагично, эротично и загадочно. И вот через пару сеансов – они уже влюблены друг в друга. У Хлои жизнь налаживается. Она находит работу смотрительницы в стильном музее. Эта локация задает визуальный тон всему образному ряду ленты. Образцы современного искусства украшают эстетски выверенные кадры. Утонченный облик главной героини идеально вписывается в пространство музея. Ее пружинистая нервность эмоциональной струей бьет с экрана. Но тут происходит поворот. Поль – на первый взгляд, спокойный и надежный, с ласковым, но по-прежнему пронзительным взглядом, является обладателем картонной коробки личных вещей, в которую заглядывать нельзя. Хлоя – барышня, хоть и утонченная, но любопытная, вскрывает коробку и обнаруживает там детские фотографии Поля с… братом-близнецом. Вскоре она феерически быстро находит второго близнеца. Полную противоположность Поля – он брутален, тестостерон из него брызжет с таким же усердием, как из Хлои тоска. Ну и начинается эротически-мазохистская канитель на фоне стильных пейзажей, с участием элегантных людей и двух котов. Это кино сплошное мимими на свой манер. С непрямыми отсылками к классикам – Хичкоку и Брайану де Пальма.
Мысль в этой ленте проста как линии на картине двухлетнего ребенка – все, что случилось с героиней, ее метания и стенания напрямую связаны с физиологией
В основе сценария лежит книга Джойс Кэрол Оутс. Озон переиначил ее на свой манер, упростив там, где надо и добавив саспенс. Пригласил на главную роль звезду, которую сам же и открыл. Марина Вакт стала широко известна после того, как снялась в картине "Молода и прекрасна". Для Жереми Ренье – это уже третий опыт работы с Озоном. Ну а великолепная Жаклин Биссет в эпизодической роли матери и вовсе дополняет слаженный актерский ансамбль.
Мысль в этой ленте проста как линии на картине двухлетнего ребенка – все, что случилось с героиней, ее метания и стенания напрямую связаны с физиологией. И фраза ЗОЖей – ты то, что ты ешь – приобретает в контексте финала "Двуличного любовника" вполне конкретные очертания.