Разделы
Материалы

Война нашего времени. Зачем смотреть военную драму "Киборги"

Оксана Савченко
Кадр из фильма

В прокате военная драма "Киборги" о защите Донецкого аэропорта режиссера Ахтема Сеитаблаева по сценарию Натальи Ворожбит. В ролях: Александр Довженко, Макар Тихомиров, Андрей Исаенко, Виктор Жданов, Роман Ясиновский

Тяжело оценивать кино про войну, когда эта война происходит в твоей стране. Поскольку то, что касается тебя лично, всегда обладает свойством замыливать глаз. Да так, что глаза то и дело щиплет от слез. И здесь полагаться приходится исключительно на эмоции. Давать какую-то более трезвую оценку тому же видеоряду, насколько режиссер чувствует ритмику ленты, насколько он обладает киношным слухом - смысла не имеет. Ведь когда смотришь "Киборгов" в Украине, суть находится за пределами экрана. Переживания зрителей, их реакции – вот что главное. Тем более, когда в зале сидят реальные военные или твои друзья, которые там были – своим присутствием они будто создают еще одну реальность, которую во время просмотра чувствуешь кожей. И это ощущение сложно перебить даже иногда не в тему громко звучащей музыкой.

Внутреннее время в ленте - десять дней из 242-х, когда украинские военные сражались с боевиками "ДНР" за Донецкий аэропорт имени Прокофьева. События происходят в сентябре 2014 года, после подписания "Минских соглашений". Добровольцы едут из Песок в аэропорт, попадают под обстрел. До терминала добирается только пятеро. Учитель истории "Серпень" (Александр Довженко), музыкант "Мажор" (Макар Тихомиров), кадровый военный "Суббота" (Андрей Исаенко), отец парня, ушедшего на войну - "Старий" (Виктор Жданов) и бывший в плену у боевиков "Гид" (Роман Ясиновский).

Сценарий основан на рассказах реальных участников событий. У драматурга Натальи Ворожбит, написавшей сценарий, есть умение слышать речь – ловить ее особенности, улавливать ритмику и оставлять слова, которые отражают характеры героев. Через эти диалоги можно услышать голос новейшей украинской истории. И хотя временами сталкиваются идеологии, голос современного человека все же звучит четко, а украинская речь миксуется с русской в психоделическом ритме верлибра.

Этой ленте присуща своя эстетическая и смысловая система координат, в которую впишется не всякий зритель из другой страны. Здесь ставятся вопросы, которыми в той или иной форме задается каждый украинец. Аэропорт в фильме – как чистилище, в котором каждый получает то, за чем пришел. Финал символичен. Киборги не уходят из донецкого аэропорта. А Суббота, которого отлично сыграл Исаенко, принимает роды у Танюхи – кошки, живущей в терминале. Это кино о поиске, о подвиге и войне за мир, которая никогда не заканчивается.