Разделы
Материалы

Пьеру Ришару — 90. Как аристократ стал комиком и почему его герой близок каждому

Константин Рылев
Пьер Ришар: "Я — веселый пессимист"

Пьер Ришар отмечает юбилей, легендарному актеру исполнилось 90. Фокус составил топ-10 фильмов с французской звездой, выяснил, откуда возник сюжет фильма "Игрушка" и что актер сказал в Киеве о женщинах и вине.

Пьер Ришар родился в аристократической семье текстильного магната 16 августа 1934 года. Отец, любитель кутежей, промотал состояние и бросил семью, когда Пьеру было три года. Содержать мальчика с матерью стал суровый дед по отцовской линии. Он был графом и буржуа, что не помешало ему отдать внука в заштатный пансионат, где учились дети рабочих. Они не очень-то привечали нового ученика, которого после выходных привозили на лимузине. Но Пьера от буллинга спасли шалопайские наклонности: он умел рассказывать смешные истории, а его ужимки вызывали хохот одноклассников. Можно сказать, что Пьера сформировал этот опыт: попытки унижения и спасение от них смехом. Это станет сердцевиной его персонажей.

После пансионата Пьер Ришар уедет в Париж и поступит на драматические курсы. Если дед по отцовской линии требовал от него бросить актерское ремесло, как позорящее аристократический род, то второй дедушка — по материнской — был простым моряком и, напротив, всячески поощрял актерские способности внука, еще со школьных времен.

Сила — в слабости

Только в 38 лет Ришар снялся в знаковом фильме сценариста Франсиса Вебера (потом стал и режиссером) и режиссера Ива Робера — это была комедия "Высокий блондин в черном ботинке" (1972).

По сюжету, против полковника Тулуза замышляет заговор его же заместитель — Милан. Дабы запутать последнего, Тулуз специально на "жучки" говорит, что пригласил спецагента, чтобы разобраться с Миланом. А сам дает указание выдернуть любого человека из толпы, дабы подвести его под наблюдение людей коварного заместителя.

Этим "любым" оказался прилетевший с гастролей из США скрипач Франсуа Перрен. Он был крайне рассеянным человеком: сотрудник Тулуза на него обратил внимание потому, что Франсуа ехал в аэропорту на эскалаторе в двух разных ботинках: черном и коричневом.

Милан подсылает к Франсуа агентку Кристин, которая… влюбляется в его непосредственность, искренность и обаяние. Далее идет масса двусмысленных ситуаций, в которых люди Милана принимают за шпионское сверхмастерство обычные дела скрипача. Его жизнь часто висит на волоске, но Франсуа словно бережет провидение. В финале Тулуз произнесет сакраментальную фразу: "Этот парень неплохо выкручивается".

Ришар нашел свою формулу (образ — действие —трансформация): непутевый милый обыватель — давление на него (спецслужб, бандитов) — победа за счет перевертыша: его слабости для врагов оборачиваются силой.

Именно поэтому Ришар пользовался в Украине (как части СССР) беспрецедентной популярностью — в Союзе в кино был культ "маленького человека" (открытого в литературе Николаем Гоголем). С Ришаром мог соперничать в этом смысле только Луи де Фюнес, но тот сам играл то комиссара полиции, то жандарма — было приятно в его лице видеть силовиков-тупиц (ни в советском, ни в украинском кинематографе не было милиционера-идиота). А здесь обыватель силовиков постоянно оставляет в дураках, да еще и часто одной рукой обнимая красавицу, как Джеймс Бонд. Каждый хотел оказаться на его месте!

Таков герой Ришара и в "Возвращении блондина в черном ботинке" (1974). И в комедиях Клода Зиди "Он начинает сердиться" (1974) и "Не упускай из виду" (1975), где Пьер снялся с очаровательной женой популярного рок-шансонье Сержа Генсбура — британкой Джейн Биркин. Рядовой и ревнивый сотрудник банка Пьер Видаль в "Не упускай из виду" становится свидетелем кражи из своего заведения документов на предъявителя и пускается, как может, в погоню за ворами. После диких приключений в финале за усердие директор банка… увольняет Франсуа. Мол, кражу подстроил шеф Пьера, но благодаря стараниям клерка эта история стала достоянием общественности: до свидания, дорогой Видаль. Тогда персонаж Ришара достает из дипломата документы и вписывает туда свою фамилию: его бывший шеф и вся свита тут же вытягиваются перед ним по струнке. Теперь он — респектабельный буржуа. Зрители были в восторге: преображение в победителя произошло!

Фильм "Не упускай из виду" - сцена финального торжества Франсуа Перрена

Отдельно стоит поговорить о социальной комедии "Игрушка" (1976), особенно любимой у нас.

"Игрушка" — не игрушечное дело

Фильм "Игрушка" был снят в 1976 году. Исполнитель главной роли Пьер Ришар дебютировал в фильме как продюсер, а Вебер – как режиссер. Удивительно, но во Франции этот шедевр провалился в коммерческом плане. Позднее Ришар признавался: "При постановке фильма "Игрушка", в котором мне доставило большую радость участвовать, но который не принес доходов, я был единственным продюсером. Несмотря на коммерческий провал, "Игрушка" — один из моих любимейших фильмов. Я верил в него и верю по-прежнему".

При отсутствии быстрого коммерческого результата зрительский успех картины постепенно нарастал, а в Украине и по всему СССР она стала культовой. Ее в 1977 во Франции все же номинировали на премию "Сезар" в трех номинациях (сценарий, декорации, операторская работа), но ни одного приза "Игрушка" не взяла. Что не помешало американскому режиссеру Ричарду Доннеру ("Смертельное оружие") снять в 1982 году одноименный ремейк, который попал в США в двадцатку лучших фильмов года.

С чего все началось? Небольшую сценку Вебер написал в середине 1960-х годов. Это был рассказ о том, как однажды, когда Франсис работал газетным репортером, он увидел возле магазина игрушек мальчишку. Тот был в окружении нянь и работников магазина, которые держали в руках пакеты игрушек. Мальчик топал ногами и кричал, требуя что-то еще: "Я все папе расскажу, он вас всех уволит".

Однажды Франсис поведал об этой истории Ришару. Тот загорелся снять фильм, буквально заставив Вебера написать сценарий. Однако роль безработного журналиста Франсуа Перрена выпадала из комедийного амплуа Ришара.

Тут и случился первый конфликт на площадке. Ришар обожал гримасничать и хохмить, как обычно. А Вебер требовал, чтобы Пьер был серьезен — его персонаж не должен быть клоуном, ведь его фигура обязана стать равновеликой с бессердечным боссом-миллионером. Режиссеру далось большой кровью выбить из Ришара его "клоунский" запал, но и сегодня в фильме отлично смотрятся драматические сцены.

По сюжету Франсуа Перрен — безработный журналист (уже не скрипач), который случайно попадает в поле зрения богатого сынка в магазине игрушек. Тот требует себе чего-то нового, но не знает, чего хочет. Увидев Франсуа, он вдруг заявляет гувернерам: "Купите мне его". Свита пыталась урезонить мальца, но тот, привыкший получать все, что пожелает — непреклонен. Еле уломали "в шутку" Франсуа поехать с ними: неудобства и издержки — папа оплатит. Ребенок, который видел, что его отец привык все покупать, служащих и красивую женщину, которая, условно, "мама" мальчика, тоже решил в пику папе купить себе человека.

Роль лицемерного и тиранического президента компании господина Пьера Рамбаля-Коше блестяще сыграл известный французский актер Мишель Буке. Коше — это властный взгляд, тон и отношение к людям, как к скопищу насекомых. Роль 10-летнего Эрика Коше исполнил сын одного из членов съемочной группы после ряда безрезультатных кастингов. В нем Вебер увидел ребенка, которого можно одновременно любить и ненавидеть.

Избалованный, противный мальчишка, лишенный родительского внимания, неожиданно привязывается к своей "игрушке". А тот с ним, как журналист, выпустил сатирическую стенгазету "Игрушки господина Коше" — о нравах, что царят в компании и доме Пьера. Эта небольшая бумажка взбесила всесильного босса.

Концовку в целом веселого фильма сложно смотреть без слез. Франсуа выгоняют, но Эрик на такси сбегает к Перрену домой. За ним отправляется на роллс-ройсе папаша. Трудный разговор Франсуа с Эриком. "Я — ничто! У вас забавы, а у меня заботы!" — кричит в запале журналист. Он силой усаживает мальчика в машину отца. Коше отъезжает и говорит сыну: "Он — ничтожество, таких тысячи, а я все делаю для тебя". Но когда на светофоре машина тормозит, ребенок выскакивает из авто догоняет Франсуа и бросается ему на шею. А тот разводит руками — мол, ничего не поделаешь. Перрен морально победил холодного дельца: ведь, как пели битлы: "for money can't buy me love" — за деньги любовь не купишь. В кинозале все исправно рыдали на этом месте, чему способствовала пронзительная мелодия Владимира Косма, которую у нас знают все.

Пронзительный финал фильма "Игрушка"

Добавить к вышеприведенному списку можно еще четыре комедии. "Укол зонтиком" (1980) Жерара Ури, где Ришар играет актера-неудачника, которому нужно войти в образ наемного убийцы для детектива. Мафия его путает с киллером, актеру выдают аванс и орудие убийства — тот самый зонтик с капсулой яда в острие. Реальный киллер — с кем перепутали артиста, конечно, пытается угрохать актеришку, но, разумеется, этим только навредит себе. В этой картине — масса черного юмора.

Плюс к этой ленте еще три фильма Вебера, где он придумал недотепе Франсуа противопоставить супермена в исполнении Жерара Депардье. Это комедии "Невезучие" (1981), "Папаши" (1983) и "Беглецы" (1986). Конечно, карта супермена во всех случаях будет бита. Фильмы стали хитами. На последний фильм Вебер снял в США ремейк под названием "Три беглеца", успешный в коммерческом отношении.

Упомянутые в статье ленты можете смело смотреть — это классика комедийного жанра. Хотя "Игрушка" для меня стоит отдельно, ее можно пересматривать многократно. Это и любимый фильм Ришара, как он еще раз признался мне в небольшом интервью, которое актер дал в Киеве в 2017 году. Он привозил сюда свое вино (у него свои виноградники) — для украинских ресторанов и винных бутиков.

Веселый пессимист Пьер Ришар

Актер был в сером костюме и в очках в красной оправе, которые он периодически снимал, магнетизируя женщин взглядом голубых, добрых глаз. Пьер все время шутил, поражая как остроумием, так и осанкой – идеальной для мужчины его возраста.

Пьер Ришар в Киеве в 2017

— Какова ваша доза, как потребителя с опытом, чтобы хорошенько напиться?

— Да, я потребляю вино последние 80 лет (смеется). Обычно я позволяю себе четыре бокала вина. С утра. А когда я был молодым, конечно, ого-го-го как отрывался.

— А сколько, по вашему мнению, прилично выпить вина женщине?

— Столько, сколько ей позволит ее мужчина.

— Кто ваши любимые собутыльники?

— Только не жена — она не любит вино. Я так и не смог ее приобщить к этому делу. Любимые собутыльники — два моих близких друга, они не известны. А из знаменитостей — Жерар Депардье, с ним меньше 10 бокалов не бывает. В Украине я люблю выпить в компании женщин, которые здесь очень красивы. У вас, кстати, и здорово кормят. В Украине самый вкусный борщ на свете!

— В одном из интервью вы говорили, что хотели бы сыграть Шарикова из "Собачьего сердца" киевлянина Булгакова. Чем для вас, потомственного аристократа, привлекательна роль безродного пса, которого превратили в пролетария?

— Мне как актеру интересно сыграть собаку. Но в моем исполнении это был бы интеллигентный пес. Я знаю много собак, которые гораздо интеллигентнее людей. Булгаков вообще один из моих любых писателей. Я обожаю это его произведение за остроумные, полные тонкого сарказма, диалоги.

— Охарактеризуйте ваши главные увлечения: мотоцикл, вино, женщины?

— Я бы изменил последовательность. Сначала женщины, затем вино, запить горе, если они меня не захотели и мотоцикл, чтобы убраться подальше. Могу добавить, что вино для меня как кино: больше удовольствия и от одного, и от другого получаешь в компании с кем-то.

— У многих зрителей любимый фильм с вашим участием — "Игрушка". Какому из героев картины вы больше всего сочувствуете и в чем секрет ее такой "живучести"?

— Это моя любимая картина. Несмотря на то, что это комедия, в ней затронуты важные вопросы, но с юмором. Это история о власти и деньгах. И тема эта — вечная. И второй момент, это отношения отца и сына, которые показывают, что никакие деньги не могут заменить любви. Конечно, я сочувствую мальчику, лишенному отцовской ласки. Но любимый персонаж — мой: он непосредственный, серьезный и забавный одновременно.

— А на вас большие деньги влияли?

— Я много работал, но большие деньги меня не меняли. Как и их отсутствие, хотя на хлеб с маслом всегда хватало. Я ценю и люблю простые вещи. Я счастлив, что есть солнце на небе, друзья, природа. Такую бодрость духа в 83 года мне позволяют сохранить положительные эмоции.

Нет, деньги приходят и уходят, это не самая важная вещь на свете. Вот друзья, любовь — это серьезно. Деньги не меняли мою натуру.

— Вы снялись и продолжаете сниматься в десятках комедий. В 2017-м у вас главная роль в фильме "Один профиль на двоих" ("Мистер Штайн идет в онлайн"), где вдовец знакомится с девушками в сети, вместо собственной фотографии поставив снимок своего 25-летнего преподавателя компьютерной грамотности. В чем секрет вашего жизнелюбия?

— Такова моя природа — у меня никогда не было депрессии. Но я не могу сказать, что я оптимист, я — веселый пессимист.