Армен Тер-Аванесов: "Украинское кино получает все более широкое признание за рубежом"
Исполнительный продюсер — о кинокарьере в США и перспективах украинского кинематографа.
В последние годы украинские деятели киноиндустрии получают все больше признания на международной арене — прошлогодний полнометражный мультфильм "Мавка", например, показали в 148 странах, а фильм "Будинок зi скалок" стал номинантом "Оскара". Это открывает большие перспективы, считает член союза кинематографистов Украины, лучший исполнительный продюсер 2020 года по версии Delo.UA, продюсер сериалов "Родная мачеха" и "Отпуск в сосновом лесу" Армен Тер-Аванесов, который после 15 лет работы в кино на родине перебрался в США. Он начинал карьеру с ассистента продюсера на канале "1+1", а теперь за океаном снимает проект, который объединит Украину и Соединенные Штаты. Армен рассказал, как попасть в кино в Америке, как снять сериал, который будут смотреть миллионы и что ждет украинский кинематограф.
— Армен, сейчас в США на этапе предпродакшна находится сериал, разработкой которого занимаетесь лично Вы. Расскажите, о чем будет этот сериал?
— Рабочее название проекта — "Эмигрант". Это комедийный сериал про релокантов с разных стран, которые впервые приезжают в США. Мы в комической и жизненной форме показываем реалии жизни в Штатах, затрагиваем злободневные темы. Планируем снять 8 серий по 50 минут. Сейчас проект находится на этапе написания сценария, параллельно идет поиск финансирования.
— Чем отличается кинопроизводство в Украине и в США? Есть ли какие-то кардинальные различия или же все примерно одинаково?
— Работа и подход отличаются кардинально. Самый важный фактор — законодательство. В США практически каждому члену съемочной группы нужно иметь лицензии, страхование, платить налоги, вступать в профсоюзы. У нас все намного проще и доступнее. К тому же наш каскадер в Америке будет цениться на вес золота, потому что он универсален. А местные, напротив, имеют узкую специализацию: есть отдельные люди, которые снимаются в сценах с драками, другие профессионально "падают", третьи — занимаются вождением. Так можно сказать про все киношные специальности.
— В Украине Вы сняли более 20 проектов для таких крупных телеканалов, как "1+1", "Україна" и "СТБ". Ваши сериалы "Полонена", "Рiдна мачуха", "Намалюй мені маму" и "Кришталеві вершини" транслировались и за пределами страны. Опираясь на опыт, расскажите, что должно быть у коммерчески успешного проекта?
— Успех сериала заключается в трех основных факторах. Первый — сценарий. Это фундамент любого проекта. Ведь, как говорил режиссер Альфред Хичкок: "Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий". Второе — каст. Важно качественно подойти к кастингу актеров, вложить максимум усилий в их подбор. Нужно проводить групповые пробы, чтобы перед съемками понимать, как актеры взаимодействуют в кадре. Медийность актеров также влияет на успех. Третье — это финансы. Мы все понимаем: если есть деньги, то у тебя будет и качественный сценарий и хорошие актеры.
— У этих сериалов довольно высокие рейтинги, например, "Намалюй менi маму", собрал 7,8%, а общее число просмотров составляет десятки миллионов. Как удалось добиться таких показателей?
— Сейчас среди сериалов очень высокая конкуренция, часто рейтинги определяют "выживаемость" телепродукции и доход, который покроет съемки. Как продюсер, я управлял ресурсами команды, искал бюджет, разрабатывал маркетинговую стратегию, чтобы привлечь как можно больше зрителей. Эти сериалы так хорошо смотрели, потому что они точно попали в свою целевую аудиторию.
— В 2020 году Вы стали лучшим исполнительным продюсером Украины по версии издания Delo.UA. Как считаете, что стало решающим фактором для получения этой награды?
— В этом конкурсе оценивались мои сериалы. Было две оценки: от зрителей и от членов жюри, куда входили руководители телеканалов и больших продакшн-студий. Я уверен, что взял награду благодаря моим сериалам "Полонена" и "Доньки". Большая их часть стала рейтинговыми, их видели миллионы людей по всей Украине и в странах СНГ.
— У вас тоже есть опыт судейства. Вы были членом жюри международного кинофестиваля интернет-фильмов Star Independent в 2023 году в Лос-Анджелесе, где вместе с Вами также судил режиссер Вадим Перельман, чьи фильмы отмечены номинациями на премию "Оскар". Фестиваль проводится уже 10 лет, было представлено много работ, в том числе украинского производства. Судя по конкурсным работам, как считаете, как изменилась сфера кино и телевидения в Украине в последние годы?
— С уходом российских фильмов и сериалов, на украинском рынке появились большие перспективы. Возникло много авторских программ об истории страны и народа, снимается много документальных фильмов. Наше кино развивается, в индустрии появляется все больше талантливых фильмов. Становятся более заметными украинские фестивали. Это помогает привлекать инвесторов, способствуя развитию нашего кино. Украинские проекты получают все более широкое признание за рубежом.
— Вы входите в союз сценаристов и союз кинематографистов Украины, где также состоят такие выдающиеся деятели индустрии, как кинодокументалист Александр Балагура, оператор Игорь Кривонос и продюсер Владимир Тихий. Как член таких престижных ассоциаций, как Вы оцениваете перспективы сотрудничества с США в сфере кино?
— Перспективы вижу довольно значительные. Судя по тем переговорам, что ведутся сейчас, в нас верят. И мы в себя верим. Сейчас стоит задача — запустить проект и дальше развивать продакшн в этом направлении. Мне хочется привлекать больше людей из Украины, мне важно, чтобы наши люди поработали на таких проектах и увидели разницу, чтобы сами научились и передали опыт другим. Дальнейший путь украинского кинематографа и сериального производства должен быть направлен на Европу и США, поэтому нужно обучаться и набираться опыта, чтобы потом делать достойные проекты.
— Как продюсер, который сейчас снимает фильмы в США, расскажите, насколько реально пробиться в Голливуде выходцам из других стран?
— Это сложно. К сожалению, индустрия тут закрыта, много решают связи и знакомства. Это я говорю о продолжении карьеры: если ты, например, приехал с опытом и хочешь устроиться на киностудию, будет не просто это сделать. Но возможность есть всегда.
— Какую рекомендацию можете дать тем, кто хочет снимать кино в Америке?
— Для этого необходимо знать английский язык, иметь навыки хорошей коммуникации. Очень важно изучить индустрию и тонкости их работы, на это может уйти достаточно много времени. Я бы советовал пройти киношколу, перед тем как начинать проект. Есть очень много нюансов, о которых мы даже и не догадывались. Но была бы цель, тогда все получится.