Разделы
Материалы

Dream team. Интервью с владельцами одного из крупнейших торговых центров в Киеве

Бизнесмены Александр Меламуд и Гари Корогодский рассказали Фокусу о том, когда окупится их ТРЦ Dream Town и почему нужно платить налоги

"А есть ли кризис?" – такой вопрос невольно возникает при виде толп, штурмующих каждые выходные столичный ТРЦ Dream Town. Глядя на очереди в примерочные модных магазинов, трудности с поиском свободного столика в ресторанах, роскошные интерьеры, сама мысль о финансовой нестабильности в стране кажется абсурдной. Этот торгово-развлекательный центр, открытие которого в октябре прошлого года совпало с ожиданием "второй волны", стал успешным буквально за несколько недель. Неудивительно, что совладельцы Dream Town Александр Меламуд и Гари Корогодский считают, что кризис – явление скорее психологическое. У самих бизнесменов с нервами все в порядке: они не побоялись возвести торговый центр прямо над тоннелем метро. Правда, укрепление основания здания обошлось им в $10 млн.

А. Меламуд: – Специалисты провели мощнейшее химическое скрепление грунтов, сделали такие бетонные "подушки", на которых и небоскреб можно было построить. Они опираются не на тоннели метро, а находятся за ними.

Г. Корогодский: – Я не очень разбираюсь в том, что Саша рассказывает, но, думаю, десять миллионов долларов удержат любое здание.

– Сколько всего вы вложили в ТРЦ?

А. Меламуд: – Это коммерческая тайна. Понятно, что такого класса торговый комплекс требует больших инвестиций.

Г. Корогодский: – Саша, может, назовем "легкую" цифру?

А. Меламуд: – Зачем?

Г. Корогодский: – Ты забыл, что это журнал Фокус, который написал, что у тебя и у меня – по 250 млн. долларов?

– Так ваши капиталы намного больше?

Г. Корогодский: – У нас нет таких денег, и мы не стесняемся в этом признаться.

Каким бы ни было истинное финансовое состояние Корогодского и Меламуда, обращаться с деньгами они умеют – об этом свидетельствуют проекты уровня Dream Town. Сегодня большинство кредитов бизнесменов переведены в национальную валюту, тогда как ранее займы оформлялись в долларах. Собственные же средства на постройку мегацентра Dream Town составили 30% инвестиций, остальные взяты в кредит в Ощадбанке.

Г. Корогодский: – Мы давно работаем с Ощадбанком, который хорошо знает наши проекты. За 10 лет у нас не было ни одного случая невыполнения обязательств, поэтому даже в кризис вопросов по нашим кредитам не возникло.

– Как вам удалось в период глубокого спада в торговле заманить арендаторов в Dream Town?

А. Меламуд: – Привлекая арендаторов, мы встречались с каждым лично, проводили по 28 совещаний в сутки, убеждали. Конечно, нам помогло и то, что со многими из них нас связывают давние партнерские отношения. Арендаторы поверили в успех, поскольку наши предыдущие проекты, например "Глобус" (торговый комплекс на киевской площади Независимости и под ней. – Фокус) были успешными. Уже сейчас арендаторы звонят и благодарят: спасибо, что уговорили! Те, кто отказался от места в Dream Town, тоже звонят: просят найти площадь. Увы, уже не осталось ни одного свободного квадратного метра.

– Вы их заманили низкими арендными ставками?

А. Меламуд: – Сдавая объект во время кризиса, мы делали определенные скидки. Но у нас далеко не самые низкие арендные ставки (сегодня это $60–100 за кв. м в месяц для магазинов одежды и $40–60 – для кафе и ресторанов. – Фокус).

– Когда надеетесь окупить вложенные средства?

А. Меламуд: – Мы не собираемся их окупать. Все человечество работает на кредитах, и мы тоже. Чем лучше будет ситуация в Украине, тем на больший срок мы можем продлить свои кредитные линии. Станем выплачивать по ним условно 5 копеек в год, а остальное – это наши дивиденды. Тем более что сегодня Dream Town стоит больше, чем мы в него вложили. То есть он уже окупился.

– Так вы планируете его продать?

А. Меламуд: – У вас есть конкретные предложения? В ближайшее время продавать не хотим. Сначала надо достроить вторую часть, развить ее. Так что вопрос продажи – это вопрос не сегодняшнего дня.

– Сколько комплексов формата ТРЦ нужно Киеву?

А. Меламуд: – 15–20 комплексов будет достаточно. Сейчас торговых площадей катастрофически не хватает. Я думаю, через 2 года начнется активное строительство ТРЦ, но лишь в том случае, если заработает кредитование.

– Как продвигается строительство нового фитнес-клуба в центре столицы, о котором вы говорили два года назад (см. Фокус №49 от 14 декабря 2007 г.)?

Г. Корогодский: – Проект в подвешенном состоянии. Есть люди, которые не дают его реализовать. Это, например, министр спорта Юрий Павленко и вице-премьер Иван Васюнык. Наши 8 гектаров земли в центре Киева возле Национального спорткомплекса "Олимпийский" хотят просто отнять. На этой земле мы планируем построить 50-метровый бассейн мирового уровня и легкоатлетический манеж. Готовы вложить 35 млн. долларов, а потом передать государству. Бесплатно.

– Какой в этом бизнес-смысл?

Г. Корогодский: – Смысл в том, что у страны была земля, которую она не использовала. Вокруг комплекса планируем построить коммерческие здания, но о возврате инвестиций речь не идет. Экономически этого не объяснить, но проект не стыдно лоббировать. Например, по плану, разработанному мастерской архитектора Демина, сохраняется каштановая аллея. Увы, пока чиновники строили козни против нашего комплекса, каштаны пошли под топор.

– Вы в целом довольны системой нашего госуправления? Например, бизнесмены часто жалуются на "не ту" систему налогообложения.

Г. Корогодский: – Нам как плательщикам налогов всегда будет казаться, что наша налоговая нагрузка "не такая". Но похожие ставки действуют во всем мире, и весь мир платит налоги. Хотя бы потому, что эти деньги идут на содержание самых незащищенных слоев населения. Понимаете, если в нашей стране станут воровать чуть меньше, то Украина станет богатой. Ведь чиновники и министры приходят и уходят. Сегодня ты вице-премьер, а завтра – "пересічний громадянин". Тем более что завтра – уже позавчера. А то, что сделали мы, останется навсегда. Например, "Глобус".

– А ваш клуб "Аквариум" держится на плаву?

Г. Корогодский: – В конце 2008 года у нас был небольшой отток посетителей. Но затем количество клиентов возросло на 30%, и в 2009 году посещаемость удвоилась. Люди "глушат кризис" по-разному. Кто-то спортом, а кто-то водкой.

Екатерина Шаповал, Фокус