Повысить пенсии на 60-100 грн. с 1 апреля обещает украинское правительство. В итоге одни получат 440 грн., другие — в десять раз больше. Но некоторые пенсионеры повышения не дождутся — они по-прежнему будут получать свои… 10 тысяч грн. Ежемесячно
Эффект Билоконя
"Тех, у кого пенсии были больше 10 тыс. грн., — 768 человек. Из них где-то 650 — это народные депутаты", — рассказал Фокусу глава Пенсионного фонда (ПФ) Борис Зайчук. Самую высокую пенсию — более 20 тыс. грн. — по словам первого заместителя главы ПФ Василия Кравчука, ежемесячно получали девять экс-работников прокуратуры.
Но самый известный в Украине пенсионер — ушедший в отставку министр внутренних дел Николай Билоконь. Словосочетание "пенсия Билоконя" уже стало нарицательным. При увольнении зимой 2005 г. ему ни в чем не отказывали: по данным прокурорской проверки, бывшему главе МВД начислили 258,4 тыс. грн. (более $50 тыс.) единоразовой помощи при уходе на пенсию, а ежемесячные выплаты определили в размере почти 15 тыс. грн. И главное, что по документам все чисто. "Хоть это и неприятно, но специалисты Счетной палаты и КРУ подтвердили — все законно. Просто законы, особенно постановления Кабмина, были подготовлены для выдающихся деятелей эпохи "кучмизма", а закон в правовом государстве обратной силы не имеет", — только и смог сказать по этому поводу Юрий Луценко, теперь уже в прошлом министр внутриполитического ведомства.
Как объяснил Фокусу экс-министр финансов Виктор Пинзеник, тогда существовал порядок, согласно которому пенсию назначали не за весь срок службы или за определенный период, а в размере 90% от суммы, полученной за последний месяц работы. "Был у учреждения премиальный фонд. Идет кто-то на пенсию — давайте на него выпишем, он раздаст потом", — объяснил Пинзеник. Этот порядок в марте 2005 г. упразднило правительство Юлии Тимошенко, но попользоваться им все-таки успели. И Николай Билоконь — увы, не единственный счастливчик.
Пенсия выше зарплаты
Особая категория — так называемые "военные пенсионеры", к которым относятся бывшие работники силовых ведомств и СБУ. По данным Минфина, военные пенсии руководящего звена не только в 4-5 раз превышают средние выплаты гражданам Украины, но и существенно выше, чем зарплата в этих ведомствах. К примеру, пенсия милицейского полковника в среднем достигает 4 тыс. грн., в то время как его коллега "при исполнении" получает в два раза меньше.
Резкое повышение военных пенсий началось в 2004 г. Тогда при их пересчете разрешили учитывать персональную ежемесячную надбавку, а силовики получили право самостоятельно распоряжаться начислением пенсий. В результате их размер за два года вырос в несколько раз. И в бюджете 2006 г. расходы на содержание военных пенсионеров увеличили на 47%. Но выделенных 9,275 млрд. грн. все равно не хватило из-за неконтролируемости системы начисления.
Самыми скромными в этой ситуации оказались те, ради кого, собственно, и изменялись нормы пенсионного обеспечения — военные. "Нет ни одного офицера, генерала в Вооруженных Силах, который получает пенсию 12, 15 или 17 тыс. грн.", — заявил министр обороны Анатолий Гриценко. Он предположил, что такие пенсии могут быть разве что у военных судей, военных прокуроров или в других силовых структурах. Это подтвердили и в руководстве КРУ — мол, если бы в Минобороны существовала такая вопиющая разница, их ведомство уже было бы завалено обращениями, жалобами и соответствующими поручениями.
Люди с легендой
С начала 2007 г. функцию начисления пенсий военным пенсионерам из ведомств передали Пенсионному фонду. Однако бывшие работники силовых органов активно протестуют: они считают, что в ПФ не знают специфики их работы, да и денег фонду может попросту не хватить.
"У нас такие правила, что на пенсию люди идут, но остаются в строю. Я думаю, что это касается и многих армейских офицеров", — сообщил Фокусу экс-глава СБУ Александр Турчинов. О специфике начисления пенсий говорит и председатель Профсоюза аттестованных работников МВД Украины, полковник милиции Григорий Кабанченко: "Есть люди, которые работают год за полтора, например УБОП, есть и такие, которые работают "под легендой". И если эти материалы пойдут в Пенсионный фонд, есть вероятность, что их рассекретят, и у этих людей возникнут проблемы", — объясняет он.
Кабанченко прогнозирует, что после передачи военных пенсионеров в ПФ возникнет дефицит финансирования на уровне 5 млрд. грн. "Если с денежного обеспечения силовых органов — около 8 млрд. грн. — платить 31% на пенсионное страхование, то почти 10 млрд., которые нужны на пенсии силовиков, никак не наберется", — посчитал профдеятель.
Не с теми боролись
Виктор Пинзеник утверждает:когда он был министром финансов, в подготовленной бюджетной резолюции на 2007 г. предусматривались единые правила назначения пенсий. "Мы хотели упразднить существующий аморальный раздел на черных и белых пенсионеров", — подчеркнул экс-министр.
"Нельзя бросаться в такую крайность, как уравниловка. Но нельзя допускать и такую пропасть, когда пенсии различаются в десятки раз", — отмечает глава парламентского комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов Петр Цыбенко (КПУ). Он считает, что ликвидировать эту пропасть можно, если привести пенсионное законодательство к двум-трем законам. Ведь сейчас пенсионное обеспечение в нашей стране регулируют 24 закона, например,
"О статусе судей", "О прокуратуре", "О государственной службе". В результате, до того, как военных пенсионеров передали Пенсионному фонду, пенсии назначали семь министерств и прочих органов исполнительной власти, в каждом из которых были специальные "пенсионные" подразделения и действовали различные правила назначения пенсий. Именно это и сыграло решающую роль в том, что максимальная пенсия была больше минимальной почти в 100 раз.
До сих пор попытки ограничить размер пенсионного обеспечения заканчивались неудачами. Последний раз это пробовали сделать в позапрошлом году. Но с подачи народных депутатов, озаботившихся накануне окончания полномочий своей старостью, Конституционный суд решил оставить госслужащим, дипломатам, работникам прокуратуры, судьям, помощникам депутатов и самим нардепам гособеспечение на уровне 90 % от их зарплаты без всяких "потолков".
Теперь, даже после "обрезания" c 1 января, несправедливость все-таки осталась: одним нельзя получать больше 12 минимальных пенсий — 4,5 тыс., а другим — более 10 тыс. Узнать конкретные суммы и фамилии самых обеспеченных пенсионеров сложно. По информации Харьковской правозащитной группы, такие выплаты устанавливаются закрытыми указами и распоряжениями Президента и Кабмина. А вот по неофициальным данным, уволившийся год назад председатель Верховного суда Василий Маляренко получал пожизненное содержание около 40 тыс. грн. Что же касается пенсий нардепов, то здесь лучшим примером может служить экс-президент Леонид Кучма, который решил отказаться от своей президентской пенсии в пользу более высокой депутатской (он был депутатом Верховной Рады в 1990-1992 гг.). Просьбу экс-президента удовлетворили, и до январского ограничения он получал свыше 18 тыс. грн. Вполне возможно, экс-президент и другие "уважаемые люди" и сейчас получают куда больше 10 тыс. грн. Ведь отечественное законодательство позволяет снять все ограничения, не придавая этот факт публичной огласке.