Новыми источниками пополнения украинского бюджета станут выросшие акцизы и налог на предметы роскоши. Если этого окажется мало, в жертву принесут единый налог
"Налоговые каникулы для малого бизнеса на 5 лет, снижение НДС до 17%, снижение налога на прибыль до 19%", – сулил избирателям Виктор Янукович во время предвыборной кампании. Налоговый рай после назначения обещал предпринимателям и премьер Азаров. Как выяснилось, уменьшение налогообложения оказалось для страны непосильной ношей. В принятом в первом чтении проекте бюджета на 2010 год предполагается дефицит в 5,33%. В действительности, по прогнозам Института бюджета и социально-экономических исследований, дефицитная дыра в главной смете страны может составить 10–15%.
Восполнять недостачу правительство решило за счет ужесточения администрирования, введения новых налогов и увеличения ставок ряда уже существующих. В частности, повысятся акцизные ставки на алкоголь, табак и бензин. Дополнительной податью обещают обложить предметы роскоши – большие дома и квартиры, яхты и самолеты. Примечательно, что Кабмин Юлии Тимошенко в 2009 году планировал спасать бюджет таким же образом.
Бюджет предполагает, что до конца года налоговики и таможенники должны собрать 203 млрд. грн. Однако, как полагают отпрошенные Фокусом эксперты, налоговые нововведения вряд ли помогут им выполнить эту задачу.
Ставка на акциз
Министр финансов Федор Ярошенко считает, что доля акциза в цене украинских товаров слишком мала. Очевидно, поэтому главным источником поступлений в бюджет как раз и станут повышенные акцизы, за счет которых правительство намерено получить дополнительные 4,1 млрд. грн.
Самое большое повышение ставок ожидает производителей алкоголя. Акциз на пиво и водку вырастет незначительно – с 0,6 до 0,74 грн. и с 13,6 до 15,7 грн. соответственно, а вот на вина он увеличится в разы. Причем если десятикратный рост ставки на сухое вино (с 1 до 10 коп.) виноделы по собственному признанию переживут безболезненно, то рост акциза на крепленые вина с 0,5 грн. до 7,1 грн. доставит отрасли большие неприятности. "После повышения акциза бутылка натурального крепленого вина будет стоить 23–27 гривен, а бутылка водки – 14–18. Несомненно, потребители начнут покупать более дешевый напиток", – уверен руководитель Ассоциации виноградарей и виноделов Украины Сергей Петренко. Он предостерегает: столь радикальное повышение акцизов приведет к сокращению производства украинского вина – с 22,3 млн. декалитров в 2009 году до 2 млн. декалитров в 2011-м. Кроме того, по словам генерального директора АПК "Крымсовхозвинпром" Александра Голубенко, часть производителей и импортеров, чтобы избежать налогового пресса, может просто уйти в тень.
Коснется подорожание и горючего. Несмотря на то, что в правительственной записке сказано, что повышение акциза со 110 до 172 евро за тонну, а для бензина А-98 – до 200 евро за тонну – не повод повышать цены, бизнес считает иначе. "После повышения акциза стоимость А-95 увеличится на 60 копеек за литр, а стоимость А-98 – на 90 копеек. Поэтому, учитывая, что цена самого популярного А-95 и так уже больше 8 грн., можно предположить, что на рынке станет больше дешевой бодяги, которую будут добавлять в нормальный бензин, чтобы снизить его цену", – отмечает коммерческий директор столичной сети АЗС "КЛО" Вячеслав Стешенко.
Вырастет также акциз на табачные изделия. Согласно проекту закона о внесении изменений в ряд налоговых законов, теперь вместо 69 грн. за тысячу сигарет производитель или импортер будет платить 90, а за килограмм табака ему придется вносить в казну 50 грн. вместо 28,75.
Кстати, законопроект подготовил для табачников и производителей алкоголя другой неприятный сюрприз – обязал их начиная с нового года платить вместе с текущим акцизом еще 20% сбора авансом. По мнению бизнесменов, это гораздо большая неприятность, чем повышение ставок. "Эти авансовые платежи надо будет закладывать в себестоимость продукции. В годовом исчислении рост затрат по статье "уплаченные проценты" может составить десятки процентов", – говорит директор по корпоративным вопросам "Джей Ти Интернешнл Компани Украина" (JTI) Александр Когут.
Ускользающая роскошь
Помимо повышения акцизов Николай Азаров обещал ввести налог на роскошь, который будет включать в себя новые ставки на автомобили стоимостью свыше 50 тыс. евро и мотоциклы дороже 10 тыс. евро, а также налог на квартиры площадью более 300 кв. м, дома площадью свыше 500 кв. м, яхты, самолеты и вертолеты.
Подсчитать, сколько реально могла бы принести попытка обязать украинских богачей пополнить бюджет, пока невозможно: по состоянию на 27 апреля введение "роскошных" налогов документально подтверждено не было. Тем более не факт, что бизнес станет эти налоги платить. "Многие яхты и самолеты зарегистрированы на различные офшорные компании и по документам не принадлежат реальным владельцам", – отметил владеющий вертолетом экс-заместитель мэра Киева Евгений Червоненко. Харьковский миллионер Александр Ярославский, занимающий 34-е место в рейтинге Фокуса "200 самых богатых людей Украины", заявил нам, что ему не принадлежит ни одного предмета роскоши. "Если бизнесмены сами не захотят платить, они найдут множество способов этого не делать. Вот, например, у меня большой дом, но со мной живет сын с женой. Я могу запросто разделить дом между двумя семьями", – рассуждает президент ООО "Инвестиционная группа "ДАД" Александр Давтян.
Еще одним налоговым новшеством может стать отмена единого налога. Как заявил вице-премьер Сергей Тигипко, в правительстве приняли решение перевести всех упрощенцев на общую систему налогообложения. Однако не известно, когда именно это случится. По крайней мере, пока Кабмин запланировал собрать с них в 2010 году 1,8 млрд. грн.
Впрочем, все перечисленные фискальные инициативы еще обсуждаются в парламенте. Правительственный законопроект ожидают поправки, которые могут изменить конечные ставки новых налогов или отменить их вовсе. Как, например, это уже произошло с повышением налога на рекламу в 6–40 раз, фигурировавшим до прошлой пятницы в проектах налоговой реформы. Но после поднятой в СМИ волны протеста представители Кабмина объявили, что повышения не будет.
Наталия Гузенко, Фокус