Не признавая, что полученные от МВФ 10,6 млрд. долларов так и не оздоровили экономику, украинские власти настойчиво просят в долг еще почти 15 миллиардов
Растрата уже полученных кредитов МВФ не оставляет сомнения в том, что следующие займы постигнет та же участь.
В среду, 28 июля, Международный валютный фонд на заседании совета директоров будет обсуждать утверждение новой программы сотрудничества с Украиной на сумму 14,9 млрд. долл. Деньги могут быть выделены за 2,5 года. В Украине же предоставление очередного кредита считают делом почти решенным. Премьер-министр Николай Азаров сказал, что правительство надеется получить $3 млрд. до конца 2010 года: первый транш - в сентябре, второй - в декабре. Он отметил, что, прежде всего, эти средства будут направлены на модернизацию экономики.
Стоп! А на что же тогда выделялись предыдущие $10,6 млрд.? По данным Минэкономики, первый транш от МВФ в $4,5 млрд., полученный в ноябре 2008 года, был направлен на поддержание банковской системы страны в разгар кризиса. Из второго кредита в $2,8 млрд. пополнялись золотовалютные запасы Нацбанка, снова поддерживались коммерческие банки, а половина выделенной в мае прошлого года суммы и вовсе ушла на выплату внешнего долга Украины. $3,3 млрд. третьего транша были направлены в августе 2009 в полном объеме для латания дыр в бюджете страны.
Эффекта от полученных $10,6 млрд так и не последовало, потому что полученные из-за границы деньги расходовались отнюдь не на поддержку предприятий кредитными ресурсами и модернизацию экономики, а на выплату зарплат и пенсий, оплату газа и поддержку близких к власти банков, якобы страдающих от недостатка ликвидности.
"Банки - кровеносная система страны. Банки - это локомотив экономики. От банкиров, которые на деле выполняют функции инвесторов, зависит экономическая и финансовая безопасность страны", - приговаривали государственные мужи, продолжая весь прошлый год вбухивать миллиарды на рекапитализацию и рефинансирование этих финансовых институтов. Именно банки получили больше всего денег за время кризиса. Их поддержка была самой большой ошибкой и самой большой антикризисной аферой, породившей три мифа.
Миф первый – проблема с ликвидностью (нехватка средств) в банках могла обрушить всю финансовую систему страны. Вот только не было никакой проблемы с ликвидностью. Проблемы у отдельных банков, безусловно, были, но в целом в системе – нет.
Чтобы убедиться в правоте этого утверждения, достаточно посмотреть на динамику основного показателя, характеризующего эту самую ликвидность, – сведения об остатках средств на корреспондентских и транзитных счетах финансовых учреждений.
В конце докризисного 2007 года этот показатель составлял 20,3 млрд. гривень. Начало кризиса, сентябрь 2008 – те же 20 млрд. гривень. На этом уровне остаток средств продолжал оставаться до середины прошлого года с незначительными колебаниями. В августе 2009 года показатель резко падает. То есть проблемы начались как раз после массированных денежных вливаний. Так зачем же Нацбанк накачивал банки деньгами, стимулируя обесценивание гривни?
Миф второй – спасенные от кризиса банки начнут кредитовать экономику. Отнюдь.
Вот уже почти два года эта "кровеносная" система, эти так называемые "инвесторы", за стабильность которых заплачено из нашего с вами кармана, от кредитования бизнеса и физлиц отказываются. "Констатируем, что финансовый сектор Украины должным образом не выполняет функцию финансового обеспечения стабильного экономического развития", - признает первый замглавы министра экономики Анатолий Максюта.
Деньги у банков есть. Старания властей не пропали даром – сегодня банки практически купаются в ликвидности. По данным Нацбанка, в конце июля остатки средств на корсчетах составляли без малого 30 млрд. гривень. Это на 10 млрд. гривень больше, чем до начала кризиса - исторически рекордный максимум.
"Банки просто боятся кредитовать, потому, что имеют ворох старых проблем", - объясняет финансовый аналитик Эрик Найман. Действительно, кого кредитовать? За время кризиса новых заемщиков не появилось. На рынке все те же компании и граждане, которые до кризиса набрались кредитов, а в его разгар – отказывались платить и скрывались от кредиторов.
Пока, восседая на мешках с деньгами, "локомотивы" экономики продолжают себя неплохо чувствовать, хотя сама экономика уже давно никуда не едет. Но это может скоро закончиться и тогда банки от мнимого кризиса ликвидности столкнуться с реальным кризисом доходности. Ведь прибыль банк получает, только давая в долг – это его основная работа.
Миф третий – власти вливали деньги в банковскую систему, заботясь о сбережениях граждан. По состоянию на сентябрь прошлого года 91 банк имел задолженность по рефинансированию в размере 85 млрд. грн. Год спустя эта цифра уменьшилась всего на 5 млрд. "Если бы мы не делали эту работу, банковская система не устояла бы. А так решение о ликвидации принято только по 4 банкам, в 14 банках работают временные администраторы и 3 рекапитализированы государством", - уверял год назад первый замглавы НБУ Анатолия Шаповалов.
Однако по данным того же НБУ, на начало сентября 2009 года всего у населения в банках хранилось 204,9 млрд. грн депозитов, из них 128,8 млрд. грн в гривне и 76,1 млрд. грн в валюте. Если учитывать количество обанкротившихся банков, то выходит, что с одинаковым успехом можно было раздать деньги на руки вкладчикам проблемных банков через Фонд гарантирования вкладов физлиц. Но нет. Банкиров-банкротов поощрили рефинансированием за их неуемную жадность и непрофессионализм, а вкладчиков выстроили в нескончаемые очереди.
Иностранные финансовые институты уже открыто признают бесполезность миллиардных займов Украине. Отсутствие должного роста кредитования в Украине указывает на неэффективность масштабной финансовой поддержки кредитно-финансовых учреждений со стороны Нацбанка, считает эксперт по вопросам финансового сектора представительства Всемирного банка в Украине Анжела Пригожина.
И все же украинские чиновники свой работой горды. С сайта Минэкономики: "Внедрение программы (сотрудничества с МВФ) способствовало макроэкономической стабилизации, снижению уровня инфляции, стабилизации отечественной финансовой системы в условиях глобального кризиса доверия на финансовых рынках и структурной перестройке в экономике в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры".
Вот вы чувствуете эту стабилизацию, то, как выросло доверие к нам на финансовых рынках? Почувствовали структурные изменения в экономике или, может быть, рост своих зарплат? Возможно, о стабилизации в экономике страны нужно спросить продавцов автомобилей или недвижимости, изнывающих от мизерного спроса? Или узнать, почему, несмотря на столь существенные вливания в экономику, в правительстве в очередной раз прогнозируют вторую волну кризиса?
Всемогущество займов от МВФ оказалось таким же мифом как и то, что кризис пришел к нам из-за рубежа (хорошее оправдание бездарности и близорукости украинских властей и финансистов), и то, что от очередного займа зависит стабильность гривни (на самом деле она зависит от того, какой курс будет выгоден приближенным к власти экспортным предприятиям) и то, что металлурги способны вытянуть украинскую экономику из кризиса (но не только они наполняли бюджет последних лет, а импортные сборы).
Следует честно признать, что $10 млрд. долларов были пущены на ветер и следующие $14,9 млрд. вряд ли будут израсходованы с большей пользой. Однако сами украинские власти вряд ли на это пойдут. В то время как дряхлеющая украинская экономика уже не способна удовлетворить аппетиты чиновников, добыча иностранных кредитов становиться основным их занятием и источником дохода. Это проще, чем реформировать страну и ее экономику.
Олег Пластовец, журналист для focus.ua