Разделы
Материалы

Все в тень. Малый бизнес переходит на нелегальное положение

Фискальные инициативы правительства заставляют предпринимателей, работающих на едином налоге, отказываться от бизнеса или искать способы обмана налоговиков

"Я всегда пытался играть по правилам. Но сейчас это не получается. Или же надо работать себе в убыток", – рассказывает юрист Олег Журавель. По его словам, сегодня невыгодно быть работающим на едином налоге СПД – субъектом предпринимательской деятельности, как по налоговой классификации называются все предприниматели-физлица. И г-н Журавель раздумывает, что выбрать – общую систему налогообложения или вовсе уйти в тень, занимаясь бизнесом нелегально.

Налоговые инициативы правительства, а именно: рост ставок единого налога, введение обязательного пенсионного страхования и запланированное сокращение видов деятельности для единоналожников, поставили перед такой дилеммой многих предпринимателей-упрощенцев, которых всего в Украине насчитывается 1,1 млн. человек. "На встречах люди говорят, что будут закрывать свои бизнесы", – отмечает член Совета по внешнеэкономической деятельности при Кабмине Оксана Продан. Если сегодня, по ее подсчетам, налоговая знает о 80% предпринимателей-физлиц, то очень скоро эта доля может сильно уменьшиться.

Двойной расход

Этим летом предприниматели, работающие на едином налоге, столкнулись с резким возрастанием расходов. Мало того, что был увеличен сам налог, их, еще и обязали платить единый социальный взнос в Пенсионный фонд и другие фонды социального страхования – от 36,62% до 49,7% в зависимости от условий труда (см. справку). Причем, если СПД использует труд наемных работников, ему придется оплатить "соцстрах" и за них. Например, Олег Журавель, в юридической конторе которого работают трое сотрудников, будет вынужден ежемесячно перечислять в налоговую и фонды более тысячи гривен. "Я понимаю, что при существующем дефиците Пенсионного фонда следует искать дополнительные источники доходов. Однако сейчас, когда кризис не закончился, многие предприниматели просто не смогут платить еще и эти сборы", – говорит президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины Виктор Хмелевский.

Чтобы избежать расходов, многие предприниматели планируют уходить "в тень" или "полутень". В первую очередь, отказавшись официально регистрировать наемных работников. По оценкам Хмелевского, по всей стране их насчитывается примерно 5,5–6,5 млн.

"У меня сейчас работают 4 бухгалтера, которые ведут отчетность для нескольких десятков фирм и фирмочек. Я думаю, мне придется по документам всех уволить, оставив себя единственной сотрудницей. И то, только чтобы сохранить офис", – делится луганчанка Татьяна. Некоторые предприниматели планируют объединиться. "Создав единое предприятие с коллегами-программистами, можно платить за один патент, а не за четыре-пять", – подчеркивает программист Сергей Максимович. Сам он полностью исчезнуть из поля зрения налоговой не может, поскольку выполняет заказы госорганов, которые требуют работать по-белому и предоставлять счета.

Тень и полутень

Однако не только растущие расходы на содержание СПД заставляют предпринимателей задуматься о тени. В проекте налогового кодекса записано, что на едином налоге не смогут работать аудиторы, рекламщики, бухгалтеры, интернет-магазины и оптовая торговля. В поданном во вторник, 3 августа, втором варианте кодекса этот перечень сокращается – право на единый налог теряют торговцы подакцизными товарами, охранные агентства, финансовые посредники, работающие с мобильной связью. Впрочем, отмечают эксперты, пока проект кодекса будет обсуждаться, этот перечень еще не раз пересмотрят.

Сотрудникам, работающим в отраслях, попавших под сокращение, придется платить 15% налога на доходы физлиц. "При этом согласно разъяснениям Минэкономики оптовой торговлей считается не только продажа товара большими партиями, но и продажа одной компании другой. То есть владелец СПД не сможет продать свой товар ни одному предприятию. Даже если это будут два предмета", – возмущается Оксана Продан.

"Я просто ликвидирую предприятие и зарегистрирую новое, занимающееся по бумагам только розничной торговлей. По договору с поставщиками я не могу ставить наценку выше 29% стоимости товара, а если платить только 15% подоходного, нетрудно посчитать, что останется мне", – объясняет киевлянин Дмитрий, продающий импортные товары. В крайних случаях предприниматели намерены решать вопросы, предлагая местным инспекторам взятки. Еще проще будет тем, чья работа связана с интеллектуальными услугами. "Если бухгалтеры не смогут работать на едином налоге, я ликвидирую компанию и буду выдавать под именами своих клиентов отчеты наших сотрудников", – безапелляционно говорит Татьяна. Юрист Олег с ней солидарен.

Попытка правительства увеличить сумму сборов с СПД (по данным ГНАУ, 3,9 млрд. грн. за 2009 г.) может провалиться. "Если бы бизнесменам дали время приспособиться к изменениям, многие бы спокойно перешли на общую систему или зарегистрировали юрлица", – считает Оксана Продан. Но хуже другое: столкнувшись с новыми правилами, украинцы могут потерять интерес к предпринимательской деятельности. "С началом кризиса многие решили начать свое дело (в этом году за 6 месяцев зарегистрировалось 44,5 тыс. СПД. – Фокус). Многие из них работают на едином налоге. Если все новые правила вступят в силу, будущие предприниматели подумают, стоит ли с этим связываться", – уверен Виктор Хмелевский. Некоторые уже отказываются от бизнеса. "Мы с женой оба были эспэдэшниками, занимались продажами разного оборудования. Сейчас она бросила это дело и устроилась на госслужбу", – вздыхает киевлянин Кирилл.

Новые правила бизнеса

Предельный доход, необлагаемый налогом, уменьшается с 500 тыс. до 300 тыс.
Максимальный единый налог увеличивается с 200 до 600 грн./мес.
Единый социальный взнос – нужно будет платить ежемесячно 328,5 грн. за каждого сотрудника фирмы.
Перечень отраслей – после принятия Налогового кодекса на едином налоге не смогут работать торговцы подакцизными товарами, охранные агентства, финансовые посредники, работающие с мобильной связью.

Источник: проект Налогового кодекса, данные открытых источников

Наталия Гузенко, Фокус