Супермаркеты с мировыми именами не спешат выходить на украинский рынок. Из-за этого покупатели еще долго будут переплачивать за продукты
Например, только в течение 2009 года немецкие дискаунтеры Lidl, Aldi и Plus, а также супермаркеты Edeka и Netto двенадцать раз снижали цены на продукты питания. В 2010 году продуктовая потребительская корзина среднего немца стоит 29 евро, а в Украине этот показатель больше в два раза – 60–70 евро.
Порция коррупции
"В Украине сейчас работает около 70 национальных, региональных и локальных сетей супермаркетов, – рассказывает Фокусу Игорь Гугля, директор исследовательской компании GT Partners Ukraine, – из них всего 6 имеют прописку за границей". Среди иностранцев – мировые гиганты Billa, Metro Cash&Carry, Auchan и Real, российская Х5 Retail Group (сеть "Перекресток") и прибалтийский Novus. "Остальных пугает коррупция и непрозрачность рынка земли", – утверждает Гугля. Коррупцию проблемой номер один для развития розницы считает и Сергей Литвиненко, директор департамента внутренней торговли Министерства экономики Украины. "Представители компании Меtrо, например, очень жаловались на произвол местных властей", – рассказывает чиновник. В 2007 году компания больше года конфликтовала с властями Запорожья из-за земельного участка, на котором планировалось построить 15-й гипермаркет сети. По слухам, городские власти смилостивились лишь только после того, как Metro Сash&Сarry Ukraine перечислила немалую сумму на социальные программы, которые реализует город. Правда, Татьяна Бабенко, начальник отдела корпоративных коммуникаций Metro, отрицает связь между благотворительными взносами и решением земельного вопроса. "В Запорожье очень остро стоит вопрос экологии, поэтому и город, и область порекомендовали нам закупить для больниц оборудование, – объяснила г-жа Бабенко. – Мы сами ездим в эти больницы и сами покупаем оборудование. Денег мы не даем".
А вот шведской компании IKEA земельный вопрос решить так и не удалось. Ритейлер, известный своей политикой никогда не давать взяток, много лет безуспешно пытался получить подходящий участок в Киеве для строительства торгового центра. Его открытие было запланировано еще в 2006 году. В итоге IKEA вовсе отказалась от планов развития в Украине, на воплощение в жизнь которых собиралась потратить около $2,5 млрд.
Но с землей трудно не только в Киеве и Запорожье. Западная столица – Львов также славится трудностями с получением участков. Из-за этого в почти миллионном Львове на супер- и гипермаркеты приходится не более 20% всей розничной торговли. Остальное – это гастрономы, маленькие магазины и рынки.
Но даже если землю получить удастся, это не гарантия того, что местные власти оставят ритейлера в покое. Следующим шагом может стать настойчивая рекомендация воспользоваться услугами определенных компаний-застройщиков. "У нас в Киеве именно так и произошло, – сообщил Фокусу на условиях анонимности представитель одной из розничных сетей, которая возводит торговые центры в Киеве. – Навязанные нам подрядчики работали плохо, гораздо хуже, чем те компании, которых мы сами отбирали для строительства в других городах. Киевские затягивали сдачу объекта, а поменять строителей мы не могли, не имели права и на штраф, потому что они были "чьи-то".
"Иностранцы в таких условиях не выживают, – резюмирует Тамара Левченко, аналитик инвестиционной компании Dragon Capital, – ни один из продуктовых ритейлеров не развил свою сеть так, как планировал".
Равнение по росту
"Экономических предпосылок бояться Украины у иностранных розничных торговцев нет", – утверждает Виталий Бойко, директор консалтинговой компании "Украинская торговая гильдия". По его словам, страна для мировой розницы – непаханое поле, ведь даже в крупных городах почти 30% продуктов питания покупается на рынках. "Причем это не только мясо и свежие овощи, – уточняет г-н Бойко, – но и крупы, колбасы и сыр". По оценкам Сергея Янчука, руководителя отдела маркетинга "Икс5 Ритейл Групп Украина", ежедневно украинцы тратят на еду более $4 млн. К тому же иностранцам не стоит опасаться и конкуренции со стороны местных игроков. "Рынок насыщен разве что в Киеве, – считает он, – в регионах, даже развитых промышленно и инфраструктурно, для новых игроков места еще много".
Плюс и в том, как уверяет Тамара Пискунова из Dragon Capital, что вкладывать в строительство или покупку готового бизнеса сейчас дешевле. "Но и срок окупаемости инвестиции из-за кризиса значительно затянется", – замечает эксперт. Впрочем, опыт французской сети Auchan в Украине демонстрирует и другую тенденцию – по оценкам экспертов, ежемесячный оборот многих гипермаркетов этой сети уверенно растет и в среднем достигает 10 млн. грн. в одной точке. А это значительно больше, чем в аналогичных по площади магазинах украинских ритейлеров. По итогам 2010 года оборот в торговых точках Auchan может достичь 1,3 млрд. гривен, без учета двух новых магазинов, открытие которых запланировано на вторую половину года. Ключ к успеху французов в Украине опробован во многих странах – минимальная наценка и отказ от платы за место на полке, что уменьшает себестоимость продукции для производителя. И, похоже, доходы у Auchan в Украине будут только увеличиваться, ведь новые конкуренты у компании появятся не скоро.
"О том, что на украинский рынок в ближайшее время намерена выйти какая-нибудь мировая сеть, даже слухов не ходит", – разводит руками Виталий Бойко из Украинской торговой гильдии. Самыми интересными для мировых торговцев сейчас считаются страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия и Китай. "А если рассчитывать на выход в Украину новых иностранных операторов, то о таких планах мы узнаем не раньше 2012 года", – добавляет пессимизма Игорь Гугля.
Екатерина Шаповал, Фокус