Разделы
Материалы

Налоговый кодекс: плюсы и минусы новой версии. Опрос юристов

Юристы, опрошенные focus.ua отмечают, что новый вариант проекта Налогового кодекса лучше предыдущего. Но большинство изменений носят исключительно косметический характер

Напомним, 17 июня Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект Налогового кодекса (НК), внесенный на рассмотрение парламента Кабинетом Министров. Первая редакция НК вызвала волну критики. Президент Виктор Янукович заявил, что проект нуждается в серьезной доработке. С критикой проекта Налогового кодекса выступили также представители оппозиции и коалиции. После чего ВР приняла решение вынести проект Кодекса на всенародное обсуждение. 3 августа, откорректированный проект НК Украины опубликован в "Урядовом курьере". Кабмин поручил Министерству финансов доработать Кодекс до 5 сентября 2010 года с учетом предложений бизнеса. Ранее Focus.ua просил юристов назвать пять самых опасных для бизнеса норм Налогового кодекса в первой редакции. Теперь мы предложили экспертам оценить изменения, внесенные в проект правительством Азарова после общественного возмущения.

Роман Жарко, старший консультант PricewaterhouseCoopers

Оценивая документ в целом, можно сказать, что проект Налогового кодекса, опубликованный 3 августа, является более приемлемым для бизнеса, нежели первоначальный вариант.

Однако, ряд положений проекта, предложенного к всенародному обсуждению, несмотря на более мягкие формулировки, не могут быть приняты бизнесом.

Опубликованный для обсуждения проект Налогового кодекса все еще представляет собой не тот документ, который бы в полной мере соответствовал интересам развития украинской экономики.

Иван Юрченко, старший юрист компании "Василь Кисиль и Партнеры"

Изменения, внесенные в проект Налогового кодекса, в основном носят косметический характер и концептуально опубликованный 3 августа документ не отличается от предыдущей версии.

Вместе с тем, основные замечания, высказанные бизнесом к первой редакции Проекта были в той или иной степени устранены.

Алена Дегрик, управляющий партнер ЮК Leopartners

На сегодня, к сожалению, налоговое законодательство Украины не является совершенным. Существует много налоговых нормативно-правовых актов, нормы которых можно толковать неоднозначно, или же они противоречат друг другу. Поэтому потребность в едином кодифицированном налоговом документе, нормы которого будут однозначны и понятны, назрела уже давно.
Кодекс призван поднять налогоплательщиков и государственные органы на новый уровень взаимоотношений, культивировать осознание того, что добровольная уплата налогов - это закономерное явление.

Юристы отметили основные положительные и отрицательные стороны второй версии Кодекса.

Недостатки НК

1. Отказ от уменьшения ставки налога на прибыль до 17% и отсрочке понижения ставки. Только начиная с 1 января 2012 года ставка будет уменьшена до 24% с 1 января 2013 года - 22%, и 20% с 1 января 2014 года.

2. Изменился принцип налогообложения по упрощенной системе. Для предпринимателей-физлиц порог годового дохода, который позволяет находиться на едином налоге, уменьшен с 500 до 300 тыс. грн. В то время, как, учитывая индекс инфляции с момента введения единого налога (1998 год), эта сумма должна была бы составлять не менее 2 млн. грн.

3. Для некоторых видов деятельности установлена повышенная ставка налога от 200 до 600 грн в месяц. Новый проект предусматривает возможность находиться на упрощенной системе налогообложения для физлиц-предпринимателей, которые занимаются предоставлением услуг в сфере бухгалтерского учета, аудита, права, информатизации и др. но, вилка ставок единого налога для таких лиц увеличена с 20-200 грн. в месяц до 200-600 грн.

4. Дискриминация нерезидентов-физлиц не устранена. Их доходы будут подлежать налогообложению по ставке 30%.

5. Аннулирование инвестиционного убытка физических лиц накопленного по состоянию на 1 января года вступления в силу НК. Как и предыдущая версия, проект предусматривает аннулирование курсовых разниц накопленных до вступления в силу НК для определения доходов и расходов налогоплательщика.

6. Изменен подход к налогообложению филиалов, не предусматривающий консолидированного способа уплаты налога. Проект НК вводит понятие "отчетного сегмента", определение которого лишь несколько сужает круг филиалов, обязанных уплачивать налог на прибыль. На практике это приведет к увеличению налоговой нагрузки на бизнес из-за невозможности зачета прибыли одних обособленных подразделений юридического лица против убытков других. Внедрение такой нормы в Налоговый кодекс противоречит заявлениям о гармонизации налогового законодательства Украины и ЕС, где в большинстве стран применяются правила группового налогообложения, позволяющие консолидировать корпоративный налог не только на уровне филиалов, но и на уровне групп связанных юридических лиц.

7. Ограничения включения роялти, уплачиваемых физическим лицам и нерезидентам, в состав валовых затрат, которое составляет 3% о налогооблагаемой прибыли предыдущего периода. Такая привязка экономически необоснованна, поскольку, как правило, эти платежи уплачиваются исходя из объемов продаж соответствующих товаров или услуг. В связи с этим, 3%-й лимит противоречит реальной практике ведения бизнеса.

8. Обязательный кассовый аппарат. Налогоплательщиков, которые осуществляют продажу за наличные, обязали применять регистраторы расчетных операций (РРО). Исключение составили продажи сельхозпродукции, продукции собственного производства. РРО придется использовать всем предпринимателям на рынках. Применение регистраторов расчетных операций всеми субъектами предпринимательской деятельности сделает невозможным сокрытие ими выручки, но, по мнению экспертов, обеспечить всех предпринимателей кассовыми аппаратами – весьма затратное мероприятие. Кроме того, это не предотвратит тенизацию бизнеса - при желании предприниматель найдет способ уйти от налога.

Плюсы НК:

1. Исключение нормы о праве налоговиков проводить обследование жилья и опросов плательщиков. В частности, удалены нормы о проведении опросов налогоплательщиков, проведении "дорегистрационных визитов", хронометража как способа проведения налоговых проверок, и ряд других норм.

2. Возвращено правило о конфликте интересов. Предусмотрено введение ответственности за необоснованный отказ в принятии налоговой декларации, возвращено правило о конфликте интересов - в случае неоднозначной трактовки законодательства спор решается в пользу налогоплательщика.

3. Вводятся налоговые каникулы до 2016 года для новосозданных предприятий. При условии внесения инвестиций в объеме превышающем 5 млн. грн. и соблюдения ряда условий к учредителям такого предприятия. Первые два года такие компании не будут платить налог на прибыль, в оставшиеся три года – 0,25%, 0,5% и 0,75% от базовой ставки налога на прибыль.

4. Налог на депозиты. Исключена норма о налогообложении доходов физических лиц, в виде процентов по банковским депозитам.

5. Налог на дивиденды. Вводится 5% ставка налога на доходы физических лиц на полученные дивиденды.

6. Нулевая ставка налога. С 1 января 2010 года до 31 декабря 2015 устанавливается нулевая ставка налога для плательщиков фиксированного налога, если на протяжении четырех последовательных периодов доход не превышает 119 000 грн.

7. Ставка НДС. Ставка налога будет уменьшена с 20 до 17% сразу в 2011-м, а не по 1% в течение трех лет как было предусмотрено ранее. Проект также предусматривает возможность оформления налогового векселя при уплате НДС на импортируемые товары, которые не производятся в Украине и ввозятся отечественными предприятиями.

8. Отменяется ряд малоэффективных налогов и сборов. В частности, таких как сбор за выдачу ордера на квартиру, курортный сбор, сбор за участие в бегах, выигрыш, тотализатор на ипподроме, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей и сбор с владельцев собак.

(При составлении положительных и отрицательных сторон кодекса использовались мнения юристов: Романа Жарко, Ивана Юрченко и Алены Дегрик.)

Ольга Дидух, focus.ua