Тарифы на услуги ЖКХ медленно, но уверенно растут. Пока поднять их успели лишь несколько крупных городов. Но там, где этого еще не сделали, отопительный сезон может просто не начаться
После подорожания газа нынешним летом повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги стало лишь вопросом времени. Политические игры с мораторием только усугубили ситуацию: потеряно время, и отопительный сезон в отдельных регионах может начаться с большим опозданием из-за того, что местные власти ждали решения парламента и не могли повысить тарифы.
Этим летом греть горячую воду осмелились лишь единицы коммунальных предприятий в стране. Ведь после того, как в мае и июле дважды повышалась цена на газ, должна была повыситься и плата за подогрев воды. Однако многие местные советы, которые устанавливают размер такой платы, этого не сделали: у одних "руки не дошли", другие хранили верность предвыборным обещаниям. А тем временем теплоэнерго работали по старым тарифам, нагревая воду уже более дорогим газом. Похожая ситуация и с водоснабжением — растет стоимость электроэнергии, а тарифы на воду остаются прежними.
Пока разницу должен компенсировать госбюджет. Но уже со следующего года эту "почетную обязанность" народные депутаты и Президент переложили на местные бюджеты. В последнее время в Украине популярен лозунг "Больше самостоятельности местной власти!", и вот, пожалуйста: установили тарифы на услуги жилкоммунхоза ниже, чем экономически обоснованные (сейчас они рассчитываются самими предприятиями ЖКХ) — так будьте добры компенсировать разницу из бюджета города или области.
Получается, что Президент и парламент просто подталкивают местные власти к тому, что им придется либо исправно повышать тарифы, либо требовать от предприятий жилищно-коммунальной сферы экономических обоснований. Ведь последние, формируя сегодня тарифы, возлагают на плечи потребителей и свои потери, и амортизацию довольно ветхого оборудования, и даже содержание соцсферы.
Как сообщил Фокусу директор департамента стратегического развития Минстроительства и ЖКХ Вячеслав Козак, сегодня рассматриваются предложения передать функцию формирования тарифов другим органам — Нацкомиссии по регулированию рынка электроэнергетики (НКРЭ, которая сегодня устанавливает тарифы на газ и свет), или же некоему независимому органу.
"Сегодня вопрос установления тарифов носит политический характер — в местные советы некоторые политические силы прошли, обещая, что не будут повышать тарифы на услуги ЖКХ, — отметил Козак. — Но реалии таковы, что это необходимо сделать. Поэтому мы предлагаем создать независимую комиссию, которая и будет заниматься тарифами".
В регионах такую инициативу приветствуют.
"Местная власть длительное время оставалась один на один с проблемами тарифов, при этом не влияя ни на ценовую политику при покупке газа, ни на установку цен на электричество. Пришло время разделить ответственность на всех — и на государство (НКРЭ), и на местную власть", — заявил Фокусу мэр Харькова Михаил Добкин. Независимые комиссии от Минстроительства, по его мнению, также необходимы, ведь тарифы для регионов должны быть дифференцированы с учетом региональной специфики. К примеру, харьковский водопровод, которому 125 лет, качает воду на расстояние 150 км., в то время как другие города получают воду за 30 или 50 км. Это совершенно иные энергозатраты, которые входят в тариф. По мэра Михаила Добкина, сегодня в системе водоснабжения теряется каждый третий литр холодной воды и каждый четвертый – горячей. А потери тепловой энергии в городских сетях составляют до 25%, утверждает председатель Национального агентства по вопросам энергосбережения Евгений Сухин. Но ведь все эти недополученные литры и гигакалории тепла включены в тарифы, и за них приходится платить. Поэтому говорить о справедливости тарифов можно будет только тогда, когда эти потери сведутся к минимуму, и население будет платить за реально получаемые услуги. Сегодня же себестоимость жилищно-коммунальных услуг, а значит и их ценообразование, является почти государственной тайной.
По словам Вячеслава Козака, основной составляющей тарифов на жилищно-коммунальные услуги являются энергоносители — порядка 70%. Это понятно. Но вот содержание различной инфраструктуры — скажем, домов отдыха — это уже перебор.
"Мы еще в начале года ставили вопрос о приведении тарифов к экономически обоснованным, чтобы в них включалась лишь себестоимость энергоносителей, зарплата, а также инвестиционная составляющая — средства на обновление сетей или обслуживание кредитов, которые используются для модернизации систем ЖКХ. Все остальное, что включается в них сейчас — как говорится, от лукавого", — говорит Козак.
Но это пока еще только перспектива. Реалии гораздо более грустные — во многих областных центрах тарифы на тепло и горячую воду уже повысили. Скажем, в Виннице еще в июле на 60-70% подорожала горячая вода, а тарифы на отопление исполком решил повысить на 70% с 15 октября. В Одессе тепло и отопление дорожало уже дважды — в июне и октябре — на 30-110%, а квартплату еще собираются повысить. А в Николаеве, кроме повышения тарифов, установили еще и абонплату в 55 коп., которую нужно прибавить к стоимости отопления каждого квадратного метра (2,66 грн).
Политические силы в Ривненском горсовете отвоевали по 20-30 коп. от размера тарифов на отопление и горячую воду, которые им предложили местные тепловики. А несколько дней назад после долгих уговоров мэра повысили тарифы и в Днепропетровске — почти в 2,8 раза на отопление, и в 2,7 — на горячую воду. В Киеве собираются одновременно повысить тарифы на все коммунуслуги — от квартплаты до холодной воды — в 2,8-3,5 раза. В тех городах, где этого еще не сделали, обещают подорожание "на днях, а то и раньше", поскольку под угрозой оказалось начало отопительного сезона.
Теперь платить за квартиру придется гораздо больше. К примеру, в Киеве после повышения тарифов за однокомнатную квартиру, в которой проживает один человек, нужно будет заплатить в среднем уже не 70, а около 200 грн.; семье, проживающей в "двушке", придется выложить не 146, а около 400 грн. И если средняя зарплата в столице в 1763 грн. (данные Госкомстата) еще позволяет платить такие деньги, то в регионах, да еще и пенсионерам, придется несладко. Тарифы в среднем выросли в 2-3 раза. Учитывая, что в десяти областях средняя зарплата не дотягивает даже до 900 грн., а средняя пенсия по Украине составляет 457 грн., большинство граждан не сможет самостоятельно оплачивать коммунуслуги. Так что очереди за субсидиями, потерянное время и расшатанная нервная система гарантированы. Хотя чиновники надеются именно за счет льгот сохранить лояльность избирателей.
"На отопительный сезон мы пересмотрели бюджет и заложили порядка 40 млн. грн. дотаций. Всего из 580 тыс. семей харьковчан 200 тыс. будут получать субсидии или так называемую местную льготу, — сообщил Фокусу Михаил Добкин. — И если мы говорим, что не можем поднять тарифы, мы всех уравниваем — и бедных, и богатых. А ведь часть населения может спокойно платить". Кстати, в Харькове больше всего (в 2,4 раза) подорожало тепло, при том, что газ подорожал в 3,3 раза. Поэтому мэр считает, что стоимость услуг вообще не повысилась, а изменилась лишь составляющая цены газа в тарифе и величина минимальной заработной платы.
И еще один нюанс: стоимость газа для коммунальных предприятий — 686 грн., что гораздо дороже, чем газ для населения (413 грн., с 1 ноября — 339 грн.). Получается, что те, кто живет в многоквартирных домах, должны платить гораздо больше, чем живущие в особняках.
В то же время специалисты прогнозируют, что уровень оплаты населением серьезно снизится: по закону права на субсидии не имеют предприниматели, а также владельцы автомобилей, возраст которых менее 10 лет, а Украина как раз переживает очередной бум автопродаж. Кроме того, часть населения может вновь понадеяться на то, что правительство, как и несколько лет назад, проведет взаимозачет по сберкнижкам бывшего Сбербанка СССР.
Тем более, что с нового года стоимость газа скорее всего вновь вырастет, а значит тарифы придется пересматривать еще раз.
"Если подорожание газа будет незначительным, то будем изыскивать внутренние резервы — дотации из бюджета и так далее. Но если будет существенное подорожание газа, тарифы необходимо будет пересматривать, потому что мы их просчитывали, исходя из нынешней цены", — прогнозирует городской голова Харькова.
Фактически, регионы оказались меж двух огней: с одной стороны, повышение цен на энергоносители, которое и диктует новые тарифы, а с другой — недовольство населения. Правительство, от которого зависит судьба давно обещанной реформы ЖКХ, пока отмахивается постановлениями об упорядочении тарифов и совещается по поводу реформ. Тем временем зарубежные эксперты советуют не медлить, и еще поднять тарифы, "чтобы они отображали реальные затраты и стимулировали энергосбережение". Клод Манил, директор Международного энергетического агентства, которое на днях презентовало свой обзор энергетической политики страны, сказал Фокусу, что Украину может спасти конкуренция и прозрачность формирования тарифов. Только вот это почти нереально: в той же Одессе тепло продают 3 компании. И хоть цены у них несколько отличаются, тарифы у всех увеличиваются в один день. А выбирать можно только того поставщика тепла, чьи сети подведены к дому. Так что импортные рецепты нам пока не помогут. Ждем отечественных реформ и готовим деньги.