Отмена транспортного сбора и повышение акциза на бензин повлекут очередное подорожание топлива. Повышение акциза на 50 евро за тонну добавит к цене литра бензина от 38 до 50 копеек и не решит проблемы плохих дорог
"Украине – качественные дороги". Под этим лозунгом правительство предлагает реформу с отменой ежегодной уплаты транспортного сбора. Если эту норму проекта Налогового кодекса примут без изменений, водители должны будут платить сбор только один раз, при регистрации автомобиля. Взамен в бюджет с них будут взимать дополнительные деньги за каждый купленный литр бензина. Убирая сбор, правительство поднимает акциз на бензин – на 37,9%, с 132 до 182 евро за тонну с 2011 года. "Платить будут больше те, кто много ездит" – так объясняет инициативу глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. В правительстве решили пойти по пути европейских стран, где "дорожная надбавка" в цене бензина может достигать 65%. За счет этих денег там ремонтируют дороги, и, по мнению правительства, именно отсутствием такой надбавки объясняется разница в качестве украинских и европейских дорог.
За европейские дороги можно было бы и переплатить. Однако, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, такая транспортная реформа похожа скорее на желание правительства пополнить бюджет. Качество дорог, на улучшение которых должны будут пойти вырученные от нового акциза средства, вряд ли изменится.
Удар по качеству
"Часто замечал, что сразу же за повышением цен на бензин его качество сильно ухудшается. По работе я много езжу по городу и не всегда успеваю заправиться на проверенных станциях. А случайный бензин в период ценовых лихорадок часто оказывается просто катастрофой для машины", – рассказывает о своих наблюдениях киевский инженер телекоммуникационных систем Святослав Педан.
Крупные же заправки будут бороться за сохранение клиентуры посредством всяческих акций лояльности. Но в любом случае их потребители – владельцы хороших машин – на дешевое топливо не перейдут, а, напротив, станут покупать бензин только у проверенных заправщиков. "Безусловно, небольшое уменьшение потребления будет. Такое всегда происходит, когда цены растут. Однако клиенты вряд ли переметнутся в сети, торгующие дешевым бензином: у многих хорошие машины, а ремонтировать такие автомобили, испорченные плохим топливом, дороже, чем покупать более дорогой бензин", – уверен пресс‑секретарь концерна "Галнефтегаз" (ТМ "ОККО") Олесь Пограничный.
Дороги в перспективе
С подорожанием акциза водители могли бы смириться, если бы деньги от него гарантированно пошли на улучшение дорог, как обещают в Кабмине. По словам экспертов, нынешний транспортный налог, который водители платят по месту регистрации транспортного средства, с этой функцией не справляется. "Он покрывает только 13–20% стоимости ремонта (в прошлом году было выделено около полумиллиарда гривен). Многое зависит от того, какую часть от уплаченного налога областные власти отдают региональным службам автодорог, отвечающим за ремонт трасс. Например, Киев почти все эти деньги оставляет на ремонт дорог в городе, ничего не отдавая на область. Кроме того, в разных областях зарегистрировано разное количество автомобилей. Например, в Донецке или Харькове машин намного больше, чем в Черкассах или Закарпатье, по дорогам которых идут основные транзитные потоки", – объясняет экс-заместитель главы Государственной службы автомобильных дорог Николай Березовский.
"Нашим перевозчикам тоже было бы проще платить за бензин с этой надбавкой, чем тратиться на авральный ремонт и дорогие запчасти для раздолбанных из‑за наших экстремальных дорог машин", – рассказывает консультант компании "АСМАП‑Сервис" Влад Босуновский. По его словам, украинские перевозчики, которые с ростом акциза будут переплачивать от 1250 до 4250 грн., даже готовы не повышать цены на свои услуги, в себестоимости которых бензин составляет 40%. Но все это только при условии качественных дорог.
Однако на ощутимые перемены могут надеяться лишь те, кто постоянно пользуется национальными трассами, внесенными в список подготовки к Евро-2012. По словам источника Фокуса в Госслужбе автомобильных дорог Украины "Укравтодор", распределяя средства, там прежде всего ориентируются на первостепенные объекты, в частности дороги, которые готовят к чемпионату по футболу. Пока они не будут построены, увеличенные ассигнования дорогам, допустим, Черкасс не грозят.
Пока что кодекс в парламенте, поэтому порядок отчисления и размер прибавки к акцизу может измениться. По словам г-на Назаренко, Ассоциация автодилеров и импортеров до голосования за Налоговый кодекс будет лоббировать снижение ставки с 50 евро за тонну до 12 евро. "Такой акциз перекроет потери бюджета от отмены транспортного сбора и позволит избежать разных побочных эффектов от его введения". Однако пока в госбюджете есть многомиллионная прореха, в Кабмине наверняка будут стараться продавить через парламент максимальное повышение акциза.
Наталия Гузенко, Фокус