О бомбах, схемах и ляпах нового Налогового кодекса на видеоконференции в focus.ua рассказал экс-глава Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин
Прежде чем говорить о налогах, ваш комментарий по поводу решения Конституционного Суда. Что теперь? Завтра Янукович сможет уволить Азарова своим указом?
Не факт, поскольку возникла правовая коллизия. Мне кажется, решение КС нельзя назвать правомочным, поскольку был отменен закон, которого сейчас не существует. Когда законом вносятся изменения в Конституцию, то тот закон, который вносит изменения, исчезает, его не существует в природе. Это глобальные правила как публичного, так и частного права. То есть, что отменил суд - непонятно.
Другое дело, если бы суд в своем решении не только отменил политреформу, но и восстановил измененные или отмененные нормы Конституции 1996 года. Он этого не сделал.
Но в решении суда есть фраза "органам власти привести нормативную базу в соответствие с Конституцией 1996 года".
В том-то и дело. У нас существует принцип разделения власти на ветви, и одна ветвь власти не может вмешиваться в полномочия другой. А тут вообще возникает парадокс: суд фактически обязывает Верховную Раду принять закон. Такого в теории конституционного права не может быть. Верховная Рада – самодостаточная ветвь власти, которая сама решает: принимать что-либо или не принимать. То есть суд грубо вмешался в полномочия Верховной Рады. А представьте, например, что Верховная Рада не прислушается к суду и ничего и не изменит?
Почему же не прислушается? В Ялте президент Янукович уже благословил решение Конституционного Суда. Теперь коалиция пакетом изменит все те законы, которые противоречат Конституции 1996 года - и все.
Ничего из этого не выйдет. Нужно возобновлять нормы Конституции 1996 года, а для этого необходимы 300 голосов. Перед тем, как благословлять что-то, президенту страны нужно убедиться, что есть 300 голосов. На сегодня пока что их нет.
И если возвращаться к Конституции 1996 года, смысл коалиции как таковой исчезает. Надо переходить к мажоритарной системе выборов, поскольку сама суть Конституции была не в партийной, не в пропорциональной системе выборов, а в мажоритарной. Депутаты становятся юридически независимыми от своих партийных боссов.
И парламентское большинство перестает существовать как юридическая реальность? Его же не было в той Конституции?
Большинство создается, в первую очередь, для формирования исполнительной власти. Если формирование исполнительной власти находится в руках президента, зачем тогда большинство?
Как вы можете прокомментировать звучащие призывы к досрочным выборам? Избиратели ведь, действительно, выбирали президента-2010 с иными полномочиями.
Всех нужно выбирать заново. Потому что парламент выбирался с иными полномочиями. Абсолютно логично распускать правительство, проводить досрочные выборы парламента и президента, и возвращать мажоритарную систему.
На ваш взгляд, какой будет реакция европейских институтов на решение КС по политреформе?
Понятно какой. Своим решением суд узурпировал все ветви власти, то есть поставил себя над страной. Понятно, что это политическое решение. На этом фоне смешно с правовой точки зрения звучат заявления господина Лавриновича. Дескать, для имплементации решения суда даже Конституцию менять не надо. Как будто она просто станет такой, как была, и все.
Возвращаясь к основной теме конференции. На ваш взгляд, какие нормы в проекте Налогового кодекса наиболее опасные для бизнеса и налогоплательщиков?
Это вообще не Налоговый кодекс. Кодекс - это некий свод законов в один нормативный акт. Все правоотношения в данной сфере должны быть в данном кодексе. И что мы видим? Уже во второй статье упоминаются какие-то специальные законы по вопросам налогообложения, которые не вошли в этот кодекс. Есть правила, которые регулируются Таможенным кодексом и не вошли в этот кодекс. Поэтому это не кодекс.
Предлагается существенно расширить компетенцию налоговой службы. Здесь заложены бомбы. Есть краеугольное правило в конфликте интересов: если закон можно истолковать как в пользу налогоплательщика, так и в пользу налоговиков, то налогоплательщик - в приоритете. В этом кодексе записана та же формула, но к ней добавлены слова: "если иное не установлено в апелляционном порядке". То есть, формула нерабочая.
То есть ошибка бухгалтера может быть основанием для открытия уголовного дела?
Да. За любую ошибку человека можно немедленно закрыть в КПЗ. Вот вам и изменение философии.
Нормальный налоговый кодекс состоит из двух частей. Первая – это эконометрическо-математическая модель. Можно не изобретать доморощенные правила по налогообложению прибыли, финансовым стандартам учета. Уже есть соответствующие международные подходы.
Вторая часть – это политика. Каждая власть устанавливает свою фискальную политику: подходы к амортизации, ставки, льготы, привилегии. К сожалению, в этом кодексе и первая часть хорошо не прописана, и политика, на мой взгляд, неверная.
На ваш взгляд, этот Налоговый кодекс стимулирует развитие наукоемких, инновационных производств?
Прописанные в кодексе правила определения базы налогообложения прибыли предприятий резко уменьшают инвестиционные стимулы для развития. Нам сказали: уменьшается ставка налога на прибыль с 25% до 19%. Но при этом они изменили амортизационную политику. Вместо четырех фондов они написали 16. Это напоминает Советский Союз, где целые гроссбухи были, потому что каждый веник по-своему амортизировался.
И еще. Они уменьшили налогообложение до 19%, но при этом в расчетах написали, что доходы бюджета в результате таких приемчиков вырастут как минимум на 7,5 млрд. в год.
Созданы более эффективные условия, чтобы заниматься банками, страхованием, ритейлом. И абсолютно неэффективными становятся капиталовложения, ремонты в промышленности и т.д.
А какие еще схемы ухода от налогообложения заложены в кодексе?
Первая: когда у вас есть "мама" в офшоре и вы меняетесь с ней акциями, как это сделал один из украинских олигархов. В прошлом году он вывел из страны 5 млрд. долларов.
Не нужно легкой промышленности и отелям освобождение от налогообложения. Потому что в сочетании с "мамой" и дивидендами в офшоры это приводит к эффекту ускоренного выведения налогов из нашей юрисдикции. Надо было наоборот сделать: чем больше ты вкладываешь в основные фонды в Украине, капитализируешь, тем меньше облагаешься налогами.
Много говорилось о том, что этот кодекс – для крупного бизнеса. Вы можете примерно оценить процент наполнения бюджета малым, средним и крупным бизнесом сейчас и после введения кодекса? Это вопрос пользователя.
Сейчас более 80% бюджета наполняется крупным бизнесом, прежде всего, непрямыми налогами. Остальное дают малый и средний бизнес. В новом Кодексе наступление на упрощенцев и СПД-шников и упомянутые "финты" с крупным бизнесом приводят к тому, что напирают на средний и малый бизнес, в первую очередь, на самозанятых людей. И это очень опасно.
Во всем мире большинство налогов платится большими корпорациями, потому что они создают больше добавленной стоимости и их легче администрировать. Для малого и среднего бизнеса большинство правительств создают такие системы налогообложения, которые увеличивают не доходы бюджета, а самозанятость. Чтобы эту беду – поиск работы, выплату пособий по безработице - снять с общества. А тут все наоборот.
Приходилось слышать мнение о том, что самые богатые люди Украины платят 5-7% от того, что должны. Это как-то можно изменить?
Если вы говорите о них, как о физических лицах, то абсолютно правильно. Наибольшая часть доходов наших миллиардеров носит так называемый пассивный характер. Это проценты от депозитов, это дивиденды, различные роялти, как правило, дутые. И ничего в этой сфере не решается.
Вот сказали: давайте введем 5%-й налог на доходы от дивидендов. Сначала говорилось о том, чтобы ввести налог на суммы от 200 тыс. Слава Богу, что передумали, потому что банковской тайны не осталось бы. Налоговому инспектору ведь нужен весь массив данных.
То есть получилось бы, что банковская база клиентов копируется налоговой?
Точно. Если хочется стать первой страной в мире, автоматически снявшей банковскую тайну, то скажите об этом людям.
И почему 5%? По директиве Евросоюза до 1 января 2011 года - не менее 35%. Идея проста: если ваша зарплата, активный доход облагается налогом в 70-80%, а пассивный доход - 5%, то где стимул повышать производительность труда? Все будут мечтать стать рантье, но кто-то же должен создавать валовую добавочную стоимость руками.
Вопрос пользователя. Целесообразно ли принимать Налоговый кодекс, не приняв основных антикоррупционных законов?
Абсолютно правильный вопрос. 90% норм, которые необходимо принимать сегодня, должны приниматься в части администрирования налогов. Главная идея любой налоговой системы – как можно дальше развести налоговика и налогоплательщика, путем поощрений создать систему самоналогообложения.
Но это очень непросто. Если налогоплательщик видит несоответствие стиля жизни бюрократа декларируемым доходам, то он не видит смысла оплачивать это несоответствие своими налогами.
Еще вопрос пользователя: как реально вы лично и оппозиция может помешать господину Азарову протолкнуть этот Налоговый кодекс? Какие меры будут приняты для этого?
На сегодня у оппозиции есть фактически единственный метод - физическое блокирование Верховной Рады. Но прокуратура после истории с шашками (во время ратификации пакта Януковича-Медведева) открыла ящик Пандоры: с принятием закона о регламенте они трактуют блокирование как нарушение общественного порядка, а это уже уголовная статья. В принципе, если будет блокирование трибуны, всю оппозицию можно закрыть в тюрьме. 226 голосов для снятия неприкосновенности в парламенте всегда найдутся.
Людям нужно организовываться. Когда наше правительство в 2005 году позволило себе сделать непопулярные шаги в отношении некоторых видов СПД, были мощные демонстрации, и Кабмин пошел на попятную. Сегодняшнее правительство не такое демократическое, как в 2005 году, но мне кажется, что все равно нужно организовываться, устраивать стачки, демонстрации, писать письма. Тем более, что кодекс будет рассматриваться накануне местных выборов. Мы как оппозиция будем доносить все перлы документа до общественности. Только таким политическим путем можно повлиять на эту власть.
Читатели напоминают ваше высказывание по поводу повышения транспортного сбора и по поводу "Волги", которую вы советовали владельцам "не выкатывать из гаража". Не стоит ли перед тем, как облагать налогом бизнес и физлиц, сначала освободить их от коррупционного налога?
В этом кодексе транспортный сбор отменяется, кроме случая первой регистрации, но вводится очень большая надбавка на бензин - 40-48 евро.
То есть вводится принцип "больше ездишь – больше платишь"?
В Европе есть ежегодный налог на недвижимое имущество. Он идет муниципалитету и тратится на экологию и дороги. Есть еще налог на выбросы, чтобы стимулировать быстрое обновление автопарка. У нас не так.
Бродский недавно заявил: обсуждать с предпринимателями Налоговый кодекс - все равно, что Уголовный с бандитами. Вы с ним согласны?
Вообще не хочу Бродского комментировать. Мы в разных пространствах пребываем. Ну как такое можно комментировать. Наверное, у него опыт есть с Уголовным кодексом.
Недавно были новости о подорожании импортных фруктов, а также одежды и обуви. Импортеры говорят, что это связано с действиями таможни. Как вы думаете, импортеры играют на повышение цен или проблемы действительно есть?
Сегодня в Таможенном кодексе есть статья об определении таможенной стоимости. В мире для этого используется контрактная стоимость. Если есть огромные сомнения в этой контрактной стоимости, то применяется резервный пункт – обзоры рынков, экспортные заключения. Кто дает таможне обзоры рынков и экспортные заключения? Государственное предприятие при Министерстве экономики и государственное предприятие при таможне. Понятно, что им голову свернут, если они дадут "не те" заключения.
Сегодня на одежду и обувь секонд-хенд установлена универсальная ставка пошлины - 5,3 евро за килограмм. Что в кодексе? Поменяли мелочь – оставили 5,3 евро, но поставили "за пару и за штуку". И чтобы привезти пару ношенной обуви, необходимо заплатить обязательную пошлину, грубо говоря, 53 гривни за пару плюс 20% от пошлины.
Секонд-хенд пытаются запретить.
Не запретить. Его просто хотят сделать нерентабельным для ввоза. Но нужно тогда дать людям альтернативу. Вот и еще одна фундаментальная глупость Налогового кодекса. Если вы хотите простимулировать рост чего-то, то нужны не запретительные методы, а стимулирующие. Дайте текстильной промышленности амортизационные стимулы, государственное партнерство дайте, войдите в капитал, на каждую гривню дайте гривню бюджетного кредита. Нет, они хотят запретить ввоз секонд-хенда и торговлю секонд-хендом упрощенцами на рынке. Представляете, как у этих людей во власти все перевернуто в голове!
А что касается фруктов?
Вопрос читателя. Кто автор этого Налогового кодекса? Кто несет персональную политическую ответственность за этот документ?
Технически этим занималось Министерство финансов. Кто ставил техническое задание? Да кто ни попадя! У одного вице-премьера отельный бизнес в Крыму, например. Дали льготы. Другому вице-премьеру надо выводить дивиденды за рубеж...
Кстати, забавно, как этот кодекс принимался правительством. Его там просто не было физически. Его даже не показали министрам.
Вопрос по поводу сроков введения в действие кодекса. С 1 января – это законно?
Нет.
А реально?
Да. Также как конституционная реформа, как местные выборы и как был принят Бюджетный кодекс. Пацан сказал - пацан сделал.
То есть вы думаете, что Налоговый кодекс будет введен в действие 1 января?
Я думаю, что не все так просто. Будет очень много недовольных среди членов коалиции. С политической точки зрения я не понимаю этих парней – Азарова и компанию. Хотя для Азарова кодекс – это идея фикс, это мания. Он 8 лет проработал в Налоговой.
Для Азарова – это идея фикс. Но делать такое накануне местных выборов – это трагикомедия. Для оппозиции это хорошо. Наша идея основная теперь – вынести все перлы и показать их народу.
в проекте Налогового кодекса сельским хозяйством называется "разведение змей, пресмыкающихся, улиток и других наземных млекопитающих"Или, например, выдача разрешений на утилизацию веществ, опасных для здоровья людей - это очистка мусорника и выгребной ямы - облагаются НДС...
Вопрос читателя. За последние 15 лет украинская политика проявила себя как самый успешный вид бизнеса. Почему ведение политической деятельности не облагается налогом: налогом на невыполненные обещания, на политические предательства и смену фракций? Ведь бегают же депутаты по партиям и фракциям, и ничего с этим поделать не могут. А так - заплатил в бюджет и бегай себе...
Есть такой налог . Он называется: право избирать. Демократия построена таким образом, что таких подлецов, обещавших и не выполнивших обещания, или меняющих политическую силу, не нужно выбирать. Но это редко выпадает – раз в 5 лет. Кроме того, люди привыкли голосовать не за кого-то, а против кого-то.
(Видеоконференция проводилась на украинском языке).