В ближайшее десятилетие украинской столице придется потратить на борьбу с дорожными заторами $5 млрд. Но даже при таких инвестициях пробки не исчезнут, если не спадет автомобильный бум
Девять утра, суета перед началом рабочего дня в самом разгаре. На одной из главных магистралей Киева, проспекте Победы, машины выстроились в три ряда по направлению к центру. Автомобили едут со скоростью 5 км/ч, продвигаясь едва ли быстрее пешеходов. Над трассой стоит смесь пыли и выхлопных газов. "В это время все едут на работу. Простоять на этом участке полтора часа — обычное дело", — сетует киевлянин, ведущий инженер отдела автоматизированных систем компании "Укртелеком" Захар Попович и добавляет, что с каждым годом путь на работу занимает больше и больше времени. — Так что я все чаще подумываю о том, чтобы пересесть на метро".
Украинские пробки пока не бьют мировые рекорды. Ведь на киевских улицах свободно хотя бы рано утром и поздно вечером, тогда как в московской пробке вполне можно застрять и за полночь. А в некоторых мегаполисах США пробки не рассасываются почти никогда и обходятся стране в $80 млрд. — больше, чем она тратит на сами транспортные перевозки.
Потери от простоя транспорта в дорожных заторах в Украине никто не подсчитывал. Еще несколько лет назад в час пик по Киеву можно было свободно проехать, а не проползти. Однако год от года проблема становится острее, а пробки на дорогах теперь уже не только в Киеве, но и в Днепропетровске, Одессе, Донецке и Львове отбирают все больше времени и денег у водителей и перевозчиков.
Причина "пробочного" обострения лежит на поверхности — существующие дорожные сети не справляются с лавиной автомобилей. Нарастающая автомобилизация угрожает в первую очередь столице, где за 5-7 лет построили совсем немного новых дорог и развязок, зато автопарк рос опережающими темпами. Как сообщил Фокусу директор консалтинговой компании Auto-Consulting Олег Омельницкий, сейчас киевский автопарк составляет не менее 800 тыс. автомобилей, из них официально зарегистрировано в столице 654 тыс., и 150 тыс. приезжает из других областей. А вот по данным столичного управления транспорта, число автомобилей в столице уже превысило отметку 1 млн., и тенденция к росту в ближайшее время сохранится. Ежедневно киевские МРЭО регистрируют около 400 автомобилей. По мнению экспертов, если количество машин будет увеличиваться теми же темпами, к 2015 г. движение в городе при прочих равных условиях просто остановится.
А есть ли план?
Если в России уже есть федеральная программа развития дорожного хозяйства и видение борьбы с пробками, то в Украине об этом только начинают задумываться. Еще в середине 2006 г. столичный мэр Леонид Черновецкий пообещал разобраться с автомобильными пробками. Он поручил своим подчиненным подготовить карту пробок, которая должна была бы помочь найти выход из положения. Но эта идея канула в Лету, а главными виновниками пробок были объявлены водители, которые "оставляют свои автомобили посреди дороги". С ними мэрия сражается с помощью эвакуаторов.
Тот факт, что многие дороги, особенно в центральной части города, запружены припаркованным на проезжей части транспортом, не подлежит сомнению. Однако власти, вместо того, чтобы строить паркинги вблизи центра и крупных рынков, попросту закупают больше эвакуаторов. Сейчас их в Киеве свыше полусотни. По примерным оценкам, уже сейчас эвакуация автотранспорта в Киеве приносит городскому бюджету до 1 млн. грн. в месяц. В среднем на штрафплощадку попадает более сотни машин в день. Однако количество правонарушителей не уменьшается — ведь машины все равно нужно где-то ставить.
Как сообщил Фокусу директор транспортного отдела института "Киевгенплан" Юрий Марков, пути решения навалившихся на город проблем прописаны в Генеральном плане развития Киева до 2020 г. Документ предусматривает несколько решений транспортной проблемы.
Во-первых, центр столицы сегодня практически полностью исчерпал свою пропускную способность. Не поможет ни строительство новых стоянок, ни подземных паркингов. По мнению проектировщиков, транспортные потоки, по возможности, нужно перенаправить так, чтобы автомобили не проезжали по центральным районам.
В частности, генпланом предусмотрен перенос транзитных магистралей, грузовых, железнодорожных и автомобильных, за пределы города. С этой целью корпорация "Укравтодор" уже сейчас разрабатывает проект сооружения большого транспортного "полукольца" на расстоянии 20-30 км к югу от столицы. Реализация этого проекта обойдется как минимум в 5 млрд. грн.
Особую тревогу у планировщиков вызывают киевские мосты через Днепр. Сегодня по четырем мостам в сутки проходит около 300 тыс. автомобилей, в результате чего коэффициент перегрузки составляет 3 при нормативе 0,7. Как известно, сейчас в самом разгаре строительство двух новых мостов через реку. В рамках этого же проекта планируется сооружение двух мостов в районе Вышгорода и Конча-Заспы. Сооружение одного моста через Днепр обходится в сумму порядка 5 млрд. грн. В связи с этим не исключено, что для их строительства будет привлекаться частный капитал. "Это значит, что проезд по таким сооружениям может быть платным", — считают в "Киевпроекте".
Оперативно отводить транспортные потоки с переполненных улиц Киеву поможет автоматизированная система управления транспортными потоками, а количество подключенных к ней светофоров должно вырасти в 5 раз (сейчас их около 100).
К тому же столице остро не хватает транспортных развязок: сейчас их 48, а необходимо — 126. Сейчас реконструируются только наиболее проблемные из них — строительство новой развязки на Московской площади стоит 250 млн. грн., а реконструкция на Ленинградской обойдется уже в 300 млн. грн.
Еще одно решение против заторов — строительство сети магистральных улиц с непрерывным движением транспорта. Длина магистральной сети Киева составляет 20 км, тогда как город нуждается в 300 км. Один километр такой сети стоит 2-3 млн. грн. Таким образом, строительство всех магистралей обойдется в 840 млн. грн. Кроме того, городу будет проще справляться с потоками транспорта, если появится больше улиц с односторонним движением. По словам Маркова, их пропускная способность в 1,5 раза выше, чем у привычных двухсторонних дорог.
В общей сложности Генплан предполагает реконструкцию 8 тыс. транспортных узлов, а также большую часть площадей столицы. Всего на дорожную сеть до 2011 г. город потратит 7,5 млрд. грн.
Есть еще один способ — стимулировать горожан отказаться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта, как это делают на Западе. Однако шансов, что Украина пойдет по такому пути, совсем немного. Общественный транспорт у нас переживает не лучшие времена. Стратегия властей города по развитию общественного транспорта довольно противоречива. Под предлогом того, что центр Киева перегружен, оттуда полностью уберут трамвайные линии. Однако планируется в два раза увеличить протяженность линий Киевского метрополитена и количество станций. Если сегодня столичный метрополитен тянется на 52 км, то до 2020 г. планируется увеличить его длину до 90 км, а к 40 существующим станциям добавится еще 30. Только до 2011 г. на развитие общественного транспорта потребуется 6,3 млрд. грн.
Тем не менее, эффективность генерального плана можно поставить под сомнение: его авторы исходили из того, что население Киева не будет расти. В основу генплана положена тенденция к снижению рождаемости, которая в последние годы наметилась не только в Киеве, но и во всех европейских столицах. Таким образом, расчетная численность населения города была принята в 2,65 млн. человек. Однако авторы проекта не учли того, что Киев принимает мигрантов из разных регионов страны. Кроме того, не секрет, что в столице остаются жить и работать вчерашние студенты. По оценкам независимых аналитиков, реальное население столицы уже превысило 4 млн.
О том, что пробки — проблема всеукраинского масштаба, свидетельствует и озабоченность со стороны правительства. Однако государственные сановники отделались скорей поверхностными предложениями, чем стратегической программой действий. В начале марта вице-премьер, министр финансов Николай Азаров пообещал, что в Киеве построят четыре развязки и новые станции метро. "Все знают, как трудно ездить по Киеву", — посетовал вице-премьер.
Виртуальные пробки
Приблизительный характер расчетов городских властей говорит об одном — надеяться на исчезновение пробок не стоит. Так что многим водителям придется пользоваться услугами, которые уже сегодня предлагают различные службы: от радиостанций до специализированных сайтов в Интернете. В основу этих сервисов положен простой принцип: если пробку нельзя устранить, то стоит попытаться ее объехать.
Самый доступный вариант — передачи популярных городских FM-станций, которые предлагают своим слушателям оперативную информацию о заторах. Достаточно настроить приемник на нужную волну, и появляется шанс избежать бессмысленной траты времени на парализованном участке пути.
Например, служба "Народная пробка" на "Авторадио" существует уже три года. Она реально помогает водителям избежать заторов, уверен директор автомобильной службы "Авторадио" Виталий Лукьянов. "Я не говорю, что мы всегда попадаем в "десятку" по пробкам, но в 90% случаев — точно. Важную роль играет человеческий фактор. Если человек хорошо знает город, то благодаря нашей службе он действительно может объехать заторы", — считает Лукьянов. По его словам, сейчас со службой сотрудничают 160 "корреспондентов", которые на добровольных началах сообщают о ситуации на дорогах. Не мудрено, что "Народная пробка" — очень популярный проект среди рекламодателей. По словам Виталия Лукьянова, программа выходит два раза в час и рекламное время в ней продается лучше всего.
А недавно компания "Киевстар" расположила в крупнейших украинских городах камеры, с помощью которых любой абонент за 1 грн. может получить на мобильный телефон изображение нужной улицы или перекрестка. Однако, по мнению представителя "Народной пробки", картинка, которая обновляется за 30 секунд, — для водителя бесполезна. "Видишь много машин. Понять, тянучка это или пробка — невозможно", — скептически замечает г-н Лукьянов.
Интернет также предлагает разнообразные сервисы в этом отношении. Уже сейчас существует несколько проектов, которые в режиме онлайн отображают образовавшиеся на улицах Москвы и Киева заторы и тянучки. Однако российская столица по эффективности такой помощи идет впереди — пробки в режиме реального времени можно увидеть непосредственно на карте города на сайте Yandex.
Уже скоро эта техническая новинка станет доступна и киевлянам. И вероятней всего, будет очень востребована: пока продолжается бум автопродаж, пробки останутся неприятным, но неизбежным явлением.