За последние три месяца количество частных предпринимателей в Украине уменьшилось на 30 тыс. Ажиотаж взвинтил цены на услуги посредников, помогающих без проблем закрыть ЧП
С августа по ноябрь 2010 г. частных предпринимателей – физлиц стало почти на 30 тыс. меньше. Все ухудшающиеся условия ведения бизнеса вкупе с экономическим кризисом вынудили людей закрыть свои предприятия. Вице-президент Союза аудиторов Украины Михаил Крапивко прогнозирует, что от собственного дела могут отказаться еще 2 млн. человек.
Страсти вокруг этого документа и увеличение количества желающих закрыть предприятие отразились и на ценах посредников, помогающих ликвидировать ЧП в короткие сроки. Еще весной они брали за услуги от 2 тыс. грн., сейчас такса возросла до 8 тыс. Услуга пользуется спросом – закрыть ЧП самостоятельно практически невозможно.
Дело в конверте
Утром в понедельник в коридоре районной администрации Оболонского района столицы не протолкнуться: десятки людей терпеливо ждут своей очереди у кабинета государственного регистратора, который принимает заявления от предпринимателей, закрывающих ЧП. Киевского программиста Игоря заносят в список под девяносто шестым номером. "Я в шоке от происходящего, – говорит он. – А мне рассказывали, что госрегистратор – это самый простой этап. Представляю, что будет дальше".
А дальше может быть только хуже – это подтверждает опыт Анны, бывшей владелицы нескольких магазинчиков возле киевского вокзала. Предпринимательница закрывала свое предприятие восемь лет. "Я несколько недель бегала по кабинетам налоговой, разных фондов – собирала справки. Везде платила или приносила презенты, – делится пережитым Анна – А потом мои документы дважды теряли, и приходилось начинать все заново, нести подношения по третьему кругу".
Самые большие суммы приходится выкладывать для того, чтобы ускорить проверку налоговой инспекции. "По закону проверку должны назначить в течение двух месяцев, а на практике ее могут не назначать и год, – рассказывает Андрей Клименко, адвокат юридической компании "Паритет". – А без акта о проверке ЧП не ликвидировать". Процесс можно ускорить – нанять юриста-посредника, который от имени предпринимателя будет выстаивать очереди и заполнять многочисленные бланки, или подкупить работника налоговой. О неофициальных расценках на последнюю услугу Фокусу рассказал один из киевских посредников-ликвидаторов: "Минимальное подношение в конверте инспектору – 200 долларов, но при условии, что предприниматель – "единоналожник", у него нет никаких долгов и деятельность свою он не ведет. Остальным придется платить гораздо больше".
Но даже своевременное назначение налоговой проверки не гарантирует благополучного исхода дела. Ведь, как правило, их проводят с особым пристрастием, утверждает Вадим Игнатов из Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей. "Могут потребовать документы, которые для плательщика единого налога законом не предусмотрены", – отмечает он.
На пенсию
На втором месте по затратам для закрывающихся единоналожников – Пенсионный фонд. С июня всех работающих на едином налоге обязали отчислять туда ежемесячно около 300 грн. Сергей, упрощенец из Хмельницкого, торгующий техникой в своем магазинчике, игнорирует эту норму и уверен, что его примеру следуют 90% коллег. Но вот когда они решат закрывать ЧП, их заставят все возместить.
Легальная возможность уклониться от уплаты взноса в Пенсионный фонд существует. "Для этого нужно написать заявление и попросить, чтобы время "без взносов" не засчитывалось в страховой стаж", – рассказывает Андрей Криворучко, президент Финансового клуба Украины, компании, которая проводит семинары по налоговым вопросам. Но на практике воспользоваться этим послаблением не дают. Пенсионный фонд не только не принимает таких заявлений, но и начисляет штрафы за неуплату, жалуются предприниматели.
Если подсчитать количество недополученных государственной казной налогов от закрывшихся за три месяца частных предприятий, принадлежащих физлицам, получится солидная цифра – 18 млн. грн. Однако на самом деле сумма убытков бюджета от фискального давления на предпринимателей гораздо больше. Ведь те, кто работает в тени или числится предпринимателем, но не ведет никакой деятельности, налоги не платят. Причем число таких ЧП-призраков в будущем возрастет. "Люди просто перестанут отзываться на письма налоговых и других контролирующих органов, – резюмирует Вадим Игнатов. – Малый бизнес будет существовать в основном на бумаге, а в реальности эта его прослойка значительно уменьшится".
Екатерина Шаповал, Фокус