Японская система менеджмента кайдзен завоевывает украинский бизнес. В столице открылся первый Кайдзен-клуб
Улучшить качество производства, да и вообще выбиться в мировые лидеры Япония смогла благодаря философии непрерывного совершенствования кайдзен (слово состоит из двух иероглифов: "кай" – перемена и "дзен" – мудрость). Эту философию исповедуют такие компании, как JTI, Toyota, Nissan, Canon, Honda и др.
В декабре 2010 года в Киеве при поддержке Украинско-японского центра открылся первый Кайдзен-клуб, в котором уже числятся более ста предприятий страны. Количество тех, кто захочет постичь тайны японского экономического чуда, будет неуклонно расти. Во всяком случае, такой прогноз дает главный менеджер бизнес-программ Украинско-японского центра Иван Сарвар. "Кайдзен-философия позволяет бизнесу экономить ресурсы, а это крайне актуально для местных предприятий", – говорит он. В офисе, где мы с ним встречаемся, на подоконнике лежат кипы бумаг, книги, чья-то чашка и забытая ручка. "Вот это – не кайдзен", – улыбается Иван Сарвар. В этом году он 20 дней провел на украинских предприятиях, расположенных в разных регионах страны. "Если в Украине приживется кайдзен, – отмечает г-н Сарвар, – то страна станет не только членом G-20, но и войдет в десятку мировых лидеров".
На японский лад
Некоторые украинские бизнесмены еще задолго до появления Кайдзен-клуба самостоятельно начали внедрять принципы японской философии. Например, днепропетровский предприниматель Александр Беляев, владелец компании AMF, производящей мебель, уже шесть лет перестраивает свой бизнес на японский лад. Началось все с того, что в его руки попала книга Масааки Имаи "Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний". В японской философии бизнеса одним из важнейших принципов является наведение порядка в цехах. Эта рекомендация очень помогла Беляеву. "После того как мы начали внедрять базовые принципы кайдзен, производственная площадь предприятия уменьшилась с 10 тыс. кв. м. до 5 тыс. кв. м. при тех же объемах производства, – рассказывает он. – Далее мы перестали изготавливать продукцию про запас, сократили издержки, избавились от брака". Самое главное в этой системе управления: любой сотрудник поощряется за каждое улучшение, которое он предлагает. Он может влиять на работу других отделов и контролировать качество процесса. Сейчас г-н Беляев – апологет японского менеджмента в своем регионе. Следуя примеру AMF, поставщики компании начинают привыкать к восточной бережливости.
Главный специалист по качеству на житомирском мебельном предприятии "Фабрика Класум" Зита Авдыш преображается, когда начинает рассказывать про кайдзен. "Вначале мы хотели оптимизировать процесс производства на одной из линий на 30%, – рассказывает она. – В итоге теперь рабочие за одну смену делают то, что производили за три". Как в случае Беляева, на житомирском предприятии руководство тоже учится по книгам Имаи. "Система хороша тем, что не требует инвестиций, нужно изменить свое отношение к делу. Целью становятся не обороты компании, а сам процесс создания продукта",– говорит г-жа Авдыш. Сама она не только детально прописывает цели, но и свои планы, применяя принципы кайдзен в личной жизни.
На Новокраматорском машиностроительном заводе уже около года работает информационный центр, внедряющий японские принципы бережливого производства. "Мы хотим повысить качество продукции и конкурентоспособность, а также уменьшить затраты", – рассказывает руководитель центра Владимир Плескач. За этот год руководство предприятия уже сэкономило 60 млн. грн. и не собирается на этом останавливаться.
"Самое сложное – поддерживать изменения"
Основатель кайдзен Масааки Имаи в эксклюзивном интервью Фокусу рассказал о своей системе
– Чем ваша система управления отличается от американского менеджмента?
– Американцы больше ориентированы на получение прибыли, но упускают эффективность функционирования бизнеса. Они используют максимум людей, максимум ресурсов и производят максимум продукции. Кайдзен-компании привлекают минимум ресурсов, минимум людей и производят ровно столько, сколько могут продать.
– В каких странах популярен кайдзен?
– В Китае, Португалии, Бразилии и Аргентине. В Индии работают четыре кайдзен-института. Сейчас эта страна проходит путь, подобный тому, который прошла послевоенная Япония. Если говорить о руководстве Западной Европы, то этого понимания нет. Если они не изменят способ своего мышления, то будут побеждены азиатскими предприятиями.
– Нам, украинцам, не свойственна высокая самоорганизация и трудолюбие. Как вы считаете, приобретет ли ваша система популярность в Украине?
– Вы не можете говорить о стране в целом, вы должны говорить только о бизнесе. Я знаю, что в Украине работает классическая модель, но кайдзен позволяет управлять затратами, и это привлекает многих бизнесменов.
– С чего начинается внедрение кайдзен?
– С понимания его ценности высшими руководителями. Процесс может начаться только в том случае, если они станут его инициировать. Принципы кайдзен были внедрены не только на предприятиях, но и в правительственных организациях, сервисных бизнесах, университетах. Если в компании применяется кайдзен, то численность штата может быть меньше на 10–20%, а иногда и на 50%.
– Что самое трудное в вашей системе?
– Делать улучшения постепенно и постоянно (на заводе Toyota ежедневно происходит 15 тысяч улучшений – из книги г-на Имаи. – Фокус). Самое сложное – это поддерживать изменения. Для этого необходимо создать на предприятии команду кайдзен. Это долгосрочная стратегия.
– Используете ли вы какие-то принципы, которые пропагандируете, в своей жизни?
– Думаю, моя жена могла бы многое рассказать об этом (смеется). Она все время жалуется, что я не поддерживаю тот порядок, о котором говорю. Но на самом деле я очень много работаю. Читаю лекции, постоянно езжу.
5 основных принципов кайдзен
1. Постоянное улучшение.
2. Работа в команде.
3. Персональная дисциплина.
4. Хороший микроклимат в коллективе.
5. Кружки качества (добровольцы, следящие за эффективностью производства).
Источник: kaizen.com
Анастасия Рингис, Фокус