Правительство премьера Николая Азарова дало неограниченную власть над бизнесом в руки налоговых органов. Ужесточив администрирование налогов с помощью Налогового кодекса, бывший глава ГНАУ развязал руки налоговикам в добыче денег в бюджет
Принятый в ноябре 2010 года кодекс украинский бизнес встретил в штыки. В особенности второй его раздел, в котором говорится об администрировании налогов. Этот раздел стал большим шагом назад – как минимум прямиком во времена "азаровщины", которые особенно запомнились украинским предпринимателям стремлением налоговиков контролировать всех от базарной торговки до крупного предприятия и выжать из них по максимуму, пишет Инвестгазета.
Администрирование налогов, вероятно, центральная часть ахиллесовой пяты инвестиционного климата в Украине. Наша страна занимает 181-е место среди 183 стран мира по уровню сложности уплаты налогов в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business 2011. Здесь сплелись сразу несколько составляющих. С одной стороны, это уровень сложности подсчета налогов. Средняя украинская компания тратит на это 657 часов в год (для сравнения, в Грузии - 387 часов). Дополнительным грузом для предприятий являются посещения контролирующих органов и затраты на оплату стоимости времени работников, которые ведут налоговый учет. С другой стороны - своеволие налоговых органов. Любая компания в Украине вынуждена работать в условиях многочисленных проверок и разнообразных методов давления, имеющихся в арсенале у налоговиков.
"Впрочем, логика налоговых органов по-своему также понятна. Миссия налоговой "по-Азарову" - любыми средствами обеспечить наполнение бюджета. Из года в год правительство увеличивает план по сбору налогов почти на треть", - пишет издание. Так, в 2010 году ГНАУ обеспечила общий фонд бюджета суммой почти в 100,5 млрд. грн., то есть на треть больше по сравнению с 2009-м и на 1,5% свыше плана. В нынешнем году налоговики также должны не ударить в грязь лицом: на этот год запланирован сбор платежей в сумме 169,7 млрд. грн., которая почти на две трети превышает уровень 2010-го.
В результате, по данным Международной финансовой корпорации, в 2008 году, кроме непосредственно налогов и сборов, украинский бизнес потратил еще как минимум 7,8 млрд. грн. на мероприятия, связанные с их администрированием. "Для малых предприятий Украины соблюдение налогового законодательства стоит свыше 8% их годового дохода, а для частных предпринимателей с наименьшими доходами - свыше 10%, - говорит Дмитрий Пятаченко, советник МФК по налоговым вопросам проекта "Стоимость соблюдения налогового законодательства Украины". - Это уменьшает конкурентоспособность малого бизнеса, который проигрывает крупным корпорациям как на внешнем, так и на внутреннем рынках".