Разделы
Материалы

Как машина с машиной. В Украине растет рынок М2М-подключений

Сотовые операторы начинают подключать к своим сетям больше устройств, чем людей. SIM-карты есть в банкоматах, автомобилях, сигнализациях, и сфера их применения расширяется

Координатор автопарка компании CML Ирина Бондаренко практически всегда может сказать, где именно находится каждый из 85 автомобилей фирмы, куда и с какой скоростью он движется. Для этого Ирине достаточно открыть в компьютере специальную программу, и та выдаст все необходимые данные. "Этот водитель под Житомиром превысил скорость, а этот в Харькове простаивает", – говорит она, указывая на монитор.

Торгово-инжиниринговая компания CML одной из первых в Украине оснастила свой автопарк GSM-модулями. Такое решение понравилось многим другим фирмам и частным лицам. Но кроме автомашин мобильной связью обзаводятся и другие устройства, и с каждым годом их становится все больше.

Экономпредложение

Технологии, которые позволяют машинам общаться между собой без вмешательства человека, получили название М2М (Machine to machine – англ. "машина – машине"). Устройства уже давно умеют обмениваться данными, но развитие мобильной связи дало этому решению новый импульс – она позволила связываться с аппаратами там, где фиксированное подключение затруднительно.

В Украине мобильный М2М часто применяют в банкоматах, платежных и POS-терминалах. SIM-карты в сигнализациях используют многие охранные компании, а уличные кофейные автоматы с помощью SMS сообщают своим владельцам о наличии расходных материалов, например, сахара или монет для сдачи. Наиболее активно к сотовой связи подключаются автомобили. Установленные на них GPS-приемники определяют местоположение, а с помощью GSM-модуля эти данные передаются на компьютер владельца. В компаниях, продающих услуги такого мониторинга, любят приводить в пример одну строительную фирму, из которой после оснащения бетоновозов SIM-картами уволилось около половины водителей. Оказалось, что работать на одну зарплату им было невыгодно.

Главный экономист компании CML Инга Коваль подтверждает: наличие системы М2М в автопарке помогает существенно экономить, расход топлива в целом по автопарку уменьшился на 30%, на столько же сократилось и количество ДТП, автомобили стали реже требовать ремонта, вместе с этим снизились и тарифы страховщиков. Внедрение услуги "МТС навигатор" обошлось компании в $500 единоразовых затрат на машину плюс 80 гривен ежемесячной абонентской платы.

"Водители дисциплинируются, – добавляет маркетинг-менеджер компании Никита Иванов. – Поначалу они воспринимали нововведение как личное недоверие, возмущались, а некоторые даже пытались заглушить GPS-приемники. Но со временем привыкли, стали рациональнее использовать автомобили и бережнее к ним относиться. Теперь такой контроль становится нормой". Кроме прочего М2М помогает торгово-инжиниринговой компании эффективнее организовывать внутреннюю систему логистики, корректировать маршруты.

"В основном в Западной Европе компании используют средства мониторинга транспорта в автомобилях для эффективности работы логистики. У нас и в России – для контроля персонала", – делится наблюдением Максим Безбородов, гендиректор корпорации "Саттранс Групп", продающей навигационные М2М-решения. По его оценке, сейчас в Украине средствами GSM-мониторинга оснащено более 20 тыс. автомобилей. Система "Навигатор" окупается для клиента за полгода, и благодаря этому спрос на нее ежегодно удваивается, говорит г-н Безбородов.

Но простое определение местоположения – это уже вчерашний день, уверяет руководитель "Саттранс Групп". Сейчас актуальным становится оснащение автотранспорта датчиками. Например, благодаря им диспетчер строительной компании может видеть, сколько в той или иной бетономешалке бетона, где и сколько его слили и т. д. Системы регистрации уже используют и пассажироперевозчики. "Один из наших заказчиков таким образом контролирует наполняемость салонов в рейсовых автобусах", – рассказывает Безбородов.

Железные абоненты

В среднем одна SIM-карта в М2М-решениях приносит сотовому оператору доход в $2 в месяц. Это в 2–3 раза меньше, чем от абонента, но прибыльность таких услуг даже выше, чем в других мобильных сервисах, – до 80%. К тому же "человеческая" абонентская база уже давно стабилизировалась, а количество машинных подключений быстро растет. Например, в "Киевстаре" в тарифных планах для М2М-сервисов используется около 130 тыс. SIM-карт – на 37% больше, чем годом ранее (помимо них, для передачи данных от устройств используется еще около 10–15 тыс. подключений по обычным тарифам). А в базе корпоративных подключений "МТС Украина" количество М2М-карточек составляет уже около 12%.

Такой интерес к машинам не случаен: новые подключения людей к мобильной связи заканчиваются – в мире уже свыше пяти миллиардов абонентов. И сотовые операторы ищут дополнительные источники заработка. По оценке американской аналитической компании Harbor Research, в прошлом году количество используемых мобильных М2М-устройств составило 160 млн., а к 2014 году оно возрастет до 490 млн.

Мобильные операторы возлагают надежду на новые способы применения их SIM-карт. В "МТС Украина" самым востребованным М2М-решением считают услуги телеметрии – технологии, позволяющей производить удаленные измерения. Это может быть, например, уровень влажности на том или ином хранилище. Хотя компания делает ставку в основном на энергетику – ряд отечественных облэнерго уже используют электросчетчики с GSM-модулями, и информация о потребленной энергии поступает к ним автоматически.

По мнению менеджера "Киевстара" Владимира Самойленко, украинский рынок М2М-подключений будет расти на 30–40% ежегодно. Но это без учета изменений законодательства, которые могут как помочь рынку, так и помешать ему. Но мало кто готов предсказывать действия власти. Например, если она обязует владельцев платежных терминалов обзавестись дополнительными лицензиями, то операторы, скорее всего, потеряют тысячи "железных абонентов". С другой стороны, государство может выделить больше средств на усовершенствование своих служб. На такой эксперимент пошли в Харькове, оборудовав кареты "скорой помощи" системой "Навигатор", и теперь медики в три раза быстрее приезжают к больным. Государство также может заставить всех пассажироперевозчиков оснастить автомобили GSM-модулями. Хотя в подобных случаях рынок получает не столько импульс к развитию, сколько новые коррупционные схемы.

Виталий Жданов, Фокус