Украинское правительство должно извлечь уроки из топливного кризиса в России и не повторять ошибки соседней страны. На этом настаивают эксперты украинского рынка нефтепродуктов
Директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн отметил, что причиной российского бензинового кризиса является чрезмерное административное вмешательство Кремля в рынок нефтепродуктов. Именно это, по мнению эксперта, подтолкнуло участников рынка к активной продаже топлива за границу, из-за чего правительству пришлось в полтора раза поднять экспортную пошлину на бензин.
В интервью Deutsche Welle Куюн заявил, что не ожидает значительных последствий для украинского топливного рынка от повышения пошлины. Украина покупает у северного соседа преимущественно нефть и дизельное топливо. Вместе с тем эксперт считает, что события на бензиновом рынке в России должны стать предостережением для правительства Николая Азарова, который "никак не может прекратить административное вмешательство в украинский рынок нефтепродуктов".
Сергей Куюн уверен, что правительственное давление на импортеров моторного топлива не оправдано еще и по той причине, что они повышают цены не так быстро, как украинские нефтеперерабатывающие заводы свои оптовые цены. К тому же экспортного бензина в Украине - лишь 30-40%. По словам директора консалтинговой компании А-95, это считается оптимальным показателем.
Рост цен на топливо Куюн объясняет тем, что украинский бензин на 90% состоит из импортной, преимущественно российской нефти, которая неустанно дорожает вслед за скачками цен на "черное золото" на мировых рынках.
Напомним, с 1 мая в России экспортная пошлина установлена на уровне 408,3 доллара за тонну вместо апрельских 283,9 доллара. Повышению пошлины предшествовал дефицит бензина на АЗС.