Разделы
Материалы

Под газом. Зависимость химпрома от газа может обвалить гривну

Пока украинский химпром не уменьшит газовую зависимость, он останется одной из угроз стабильности гривны

"Я не буду продавать свой завод. Наши позиции поколебать сложно – мы сейчас обеспечиваем 60% потребности рынка в селитре, и наши контр-агенты вряд ли поменяют поставщика", – заявлял в октябре прошлого года в беседе с Фокусом президент группы компаний DСH Александр Ярославский. "С чего бы мне продавать завод? Это только слухи", – за несколько месяцев до этого говорил владелец горловского завода "Стирол" Николай Янковский. И наконец, в мае 2010-го совладелец и президент IBE Trade Corporation Алекс Ровт заявил в интервью прессе, что готовит план реконструкции и развития ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" и продавать его не собирается. Однако не прошло и года, как все трое владельцев украинских химических заводов продали свои предприятия Дмитрию Фирташу, ранее уже владевшему ОАО "Ровноазот".

Причина стремительной перемены настроения сразу у трех бизнесменов не является секретом – это растущая цена газа. Если еще в III квартале 2009 года она составляла $198 за 1 тыс. куб. м, то к концу этого года в "Газпроме" обещают уже $400. Для химической отрасли, где газ является основным сырьем, такая цена убийственна. Тем более что химзаводы и так в последние годы работали в убыток. Поэтому Фирташу удалось за такой короткий срок склонить владельцев самых крупных украинских химических активов к продаже.

Тем не менее перспективы у химической отрасли самые радужные: растущий мировой спрос на продовольствие означает хорошие продажи и для азотных удобрений – главного козыря отечественного химпрома. Да и с газом проблема хоть и временно, но решена. Благодаря хорошим связям в газовых кругах России и Средней Азии Фирташ имеет возможность покупать газ не через НАК "Нафтогаз", а напрямую. Бизнесмен рассказал Фокусу, что сейчас у него есть годовой контракт, обеспечивающий все заводы газом по фиксированной цене. Цену Фирташ не называет, однако эксперты предполагают, что речь идет примерно о $250–280 за тыс. куб. м.

Договоренность Фирташа о более низких ценах снижает риск для украинской экономики, поскольку стабильность национальной валюты сильно зависит от объемов валютной выручки, которую дают Украине химзаводы.

Удар по гривне

Вместе с металлургами химики всегда были одними из основных поставщиков валюты в страну. До кризиса благодаря относительно невысокой цене газа на внутреннем рынке и высоким ценам на удобрения на мировых рынках украинские химические предприятия работали успешно – например, чистая прибыль черкасского "Азота" в 2008 году достигла 694,3 млн. грн., а "Стирола" – 591 млн. грн.

По данным НБУ, доля химпредприятий в украинском экспорте составляла около 10%. Одни лишь азотные удобрения в рекордном докризисном 2008 году принесли стране около $2 млрд. (при $5 млрд. поступлений от химии в целом). Когда цены и спрос на мировых рынках стали падать, а цена газа многократно выросла, производство на химических заводах только за первое полугодие 2009 года сократилось на треть. Соответственно, уменьшился приток валюты, и гривна не устояла.

Усугубило ситуацию и то, что в основном химические предприятия работают по спотовым (краткосрочным) контрактам. Для производителей это гораздо выгоднее, поскольку помогает быстро корректировать цену продукции в зависимости от спроса, а также оперативно менять ее на внутреннем рынке, ориентируясь на колебания внешнего. По словам руководителя департамента ГП "Госвнешинформ" Дмитрия Гордейчука, другие мировые производители удобрений работают по иной схеме – например, на Ближнем Востоке заводы предпочитают долгосрочные контракты, а в США – контракты всего на месяц. Однако украинские предприятия, с 2006 года получающие газ по быстро меняющимся ценам, на таких условиях работать не хотели и вряд ли поменяют свою позицию даже после появления постоянного источника газа. Стабильности химической отрасли может добавить лишь существенное сокращение расхода газа за счет модернизации оборудования и диверсификации производства.

От простого к сложному

"Ровноазот" потребляет газ меньше других украинских заводов – на производство тонны аммиака там уходит 750 куб. метров. Самые неэкономные – Северодонецкий "Азот" и "Стирол". Но рано или поздно все предприятия холдинга должны выйти на единый минимальный стандарт. Модернизация будет недешевой – только на переоснащение "Стирола" Дмитрий Фирташ готов потратить около $300 млн.

Диверсификация производства предполагает запуск новых, более сложных продуктов. В частности, увеличение производства сырья для пластмасс. "Мы должны от крупнотоннажного производства минеральных удобрений перейти к мелкотоннажному, более сложной химии", – уверен г-н Фирташ.

По подобному пути пошли многие мировые производители азотных удобрений. Например, российский "Куйбышевазот", норвежская Yara и немецкий BASF. "Такое производство меньше зависит от цены газа, поэтому становится легче отстраивать работу предприятий", – считает аналитик Dragon Capital Тамара Левченко.

Однако и усилий для продвижения такой продукции нужно прикладывать больше. "Все не так просто: кроме денег, вопрос в кадровой политике, в оборудовании. Кроме того, надо научиться правильно позиционировать себя на рынке, чем пока украинские заводы особо не занимались", – отмечает Дмитрий Гордейчук. С ним согласен бывший владелец "Стирола" Николай Янковский, на заводе которого выпускалась в том числе и сложная химия. "Это очень конкурентный рынок, на который не так легко попасть. И нам приходилось постоянно отстаивать свои позиции", – вспоминает он. Однако при этом Янковский уверен, что украинскому химпрому это будет под силу: "Есть титан, фосфор, титановые белила и другие химические продукты – все основания для выпуска сложной химии. Тем более что кроме внешних рынков есть внутренний, который украинские производители обеспечивают только на 10–20%".

Наталия Гузенко, Фокус