Разделы
Материалы

На лаврах

Производители и дистри­бью­торы часов и украшений окончательно уступили вкусам клиентов из стран Восточной Европы, Ближнего Востока и Азии. Они делают и продают только то, что у них обязательно купят

В начале апреля топ-менеджмент всех крупных компаний, занимающихся дистрибуцией часов и украшений, уезжает в Швейцарию. Там в первые две недели месяца проходят две крупнейшие выставки часовой и ювелирной индустрии – шоу Baselworld в Базеле и Часовой салон SIHH в Женеве. В этих городах собираются представители практически всех часовых и ювелирных компаний, которые демонстрируют новые коллекции и сразу же принимают заказы от дистрибьюторов.

Эта отлаженная схема взаимоотношений между компаниями-производителями и продавцами действует все более четко, да и в отношении ассортимента никаких неожиданностей не прогнозируется. Уже за месяц до выставок швейцарцы выпускают релизы на свои новинки, поэтому отправляющиеся на весенние выставки уже готовы к тому, что там увидят.

Вполне ожидаемые и, по правде говоря, скучные часовые новинки – тенденция индустрии последних нескольких лет, вытекающая, судя по всему, из колоссального финансового успеха, который сейчас переживает швейцарская часовая индустрия. В последние пять лет швейцарцы год за годом бьют собственные рекорды продаж по всему миру. По итогам прошлого года они заработали 15,96 млрд. швейцарских франков, а рост продаж по сравнению с 2006 г. составил 16,2%. То есть наблюдается общемировой бум на предметы роскоши, обратной стороной которого является игнорирование инновационных разработок и каких-либо новинок, представляющих интерес с точки зрения часовой микромеханики, которой традиционно были сильны швейцарцы. Та же тенденция прослеживается и в ювелирной индустрии, которая не разрабатывает собственно ювелирные стили, а все чаще оглядывается на модную индустрию.

Основная масса новинок, представленных в последнее время вниманию клиентов, – это уступка их вкусам, именно то, чего они хотят и что гарантированно купят.

Эти тенденции в полной мере присущи и отечественному рынку роскоши, который находится в фазе стабильности и процветания. По данным Федерации швейцарской часовой индустрии, в январе – феврале нынешнего года в Украине было продано часов на сумму 15 млн. швейцарских франков, а в общемировом рейтинге продаж наша страна занимает 23-е место.

Отечественному клиенту жаловаться не на что: он может приобрести в украинских бутиках часы или украшение практически на любой вкус. Подавляющая часть завсегдатаев часовых и ювелирных бутиков – это новая элита, для которой жизненно важно, чтобы приобретенный объект был гарантированно статусным и подчеркивал высокое положение его владельца. Швейцарцы неизменно говорят о "высокой культуре понимания часового искусства в Украине", но они льстят отечественным потребителям, потому что пока дело не идет дальше турбийонов и хронографов. Что касается украшений, то здесь прослеживается та же тенденция: наиболее популярны изделия с драгоценными камнями большой каратности, которые нельзя не заметить. В итоге швейцарская и итальянская индустрии роскоши сейчас работают именно на таких клиентов.

Геннадий Тужиков

Совладелец компании Noblesse


На пышных презентациях компании Noblesse обычно полно знаменитостей – и отечественных, и мировых. Публичные личности, как показывает практика, весьма неравнодушны к драгоценным часам и ювелирным изделиям, которыми Noblesse уже пять лет снабжает богатых украинцев.

Идеолог и совладелец Noblesse Геннадий Тужиков за это время создал самую большую в стране сеть часовых и ювелирных бутиков – его магазины работают в четырёх крупнейших городах Украины.

От представленных брендов в глазах рябит: Audemars Piguet, Roger Dubuis, Richard Mille, Franck Muller, Jaquet Droz, Zenith, Breitling, Damiani. Для Ulysse Nardin, одной из любимых политической и деловой элитой марки хронометров, г-н Тужиков в своё время вообще открыл отдельный магазин – «первый в Европе и СНГ», как с гордостью сообщает сайт компании.




Любопытно, что прежде чем приступить к наполнению отечественного рынка швейцарскими часами и дизайнерскими украшениями с бриллиантами, г-н Тужиков подвизался совсем в другой сфере – занимался бытовой техникой, сотрудничая с компанией «Фокстрот». Эта связь и помогла ему в дальнейшем обзавестись Noblesse, которая входит в группу компаний «Фокстрот».
Нателла Крапивина

Совладелец компании Les Montres Suisses


«Если у вас красивое запястье, то вы просто обязаны носить красивые часы», – говорит Нателла Крапивина. Дочь известного украинского девелопера и мультимиллионера, собственника «Мандарин-плаза» Вагифа Алиева, – партнёр в компании Les Montres Suisses, которая представляет на украинском рынке Breguet, Blancpain, de Bethune, Girard-Perregaux, De Grisogono. За малоизвестными большинству украинцев именами стоят старейшие швейцарские часовые мануфактуры и ювелирные дома. Цены сопоставимы с автомобилями класса люкс, если не больше.

«Во-первых, это красиво. Во-вторых, это уникальные механизмы, которые, в принципе, не ломаются. И наконец, это история каждой марки» – так Нателла Крапивина объясняет заоблачную стоимость произведений швейцарских часовщиков.

Основал бизнес в 1994 году Юрий Шубс. «В определённый момент Юрий Владимирович решил продать половину бизнеса и предложил отцу стать партнёром», – рассказывает г-жа Крапивина. – Но так как папа занимается другим бизнесом, этот он передал мне. А женщине всегда интересно иметь дело с красивыми вещами». Нателла Крапивина активно развивает бизнес. Салоны Chopin, Don Corleone и Swiss Made в киевском «Мандарин-плаза», Palace Boutique в столичном «Премьер Паласе» и Oreanda Boutique в старейшей ялтинской гостинице, бутики Time’s square на Крещатике, Rich Stone и Grand Premier в Одессе – всё это собственность Les Montres Suisses.

«Как-то произошла интересная история с часами стоимостью в миллион долларов: один из наших постоянных клиентов приобрёл такие часы. В тот же день он купил себе ещё и Bentley. Но на следующий день часы остановились. Предстояла длительная процедура: если с такими часами что-то происходит, приезжает мастер из Швейцарии, забирает их и увозит в специальном дипломате. Но вот клиент выходит из магазина и у него не заводится Bentley. Нам пришлось его долго успокаивать. Что поделаешь, несмотря на дороговизну этих механизмов, их всё-таки делают люди».
Дмитрий Бердянский

Владелец Crystal Group Ukraine


Дмитрий Бердянский с удовольствием признаёт, что украинцы знают толк в эксклюзивных часовых механизмах – таких, например, как Urwerk 201 и турбограф A. Lange&Soehne, которых выпущено всего-то по 50 экземпляров, а также Bovet, вручную расписанных уникальными миниатюрами, или сложнейших Harry Winston, инкрустированных бриллиантами.

И судя по тому, что бизнес г-на Бердянского (в котором ему помогает супруга и вице-президент компании Екатерина Тимофеева; на снимке) существует уже 14 лет, таких ценителей редких часов в Украине действительно хватает. Компания представляет более 50 мировых брендов, и сейчас у неё девять магазинов и бутиков в Киеве, Донецке, Днепропетровске и Одессе. При этом в Crystal Group с гордостью отмечают, что даже если хозяин оставит сегодня свой бизнес, то он сможет безбедно существовать на средства, получаемые за консультации в Швейцарии: авторитетные часовые марки часто приглашают его в качестве эксперта. Г-н Бердянский – не просто продавец, а фанат хронометров, причём, как гласит корпоративная легенда, с детских лет.

Сам Дмитрий Бердянский объясняет, что luxury-часы – это не просто цена и сложный механизм, а, так сказать, полный и вечный часовой inclusive.
– Часы стоят десятки или сотни тысяч долларов не из-за совокупности дорогих деталей или бриллиантов, а потому, что спустя 20 лет владелец приносит их на фабрику в любом состоянии, и их возвращают в идеальном виде, – просвещает он Фокус. – Вот это как раз и стоит таких денег.
Игорь Лобортас, Ирина Карпова

Владельцы ювелирного дома «Лобортас и Карпова»


Одни утверждают, что благодаря этой семейной паре на свет родился первый украинский ювелирный бренд наивысшего уровня. Другие высказываются сдержанно: дескать, всё, конечно, замечательно, но скорее это результат хорошего пиара, нежели мастерства и искусности. Однако все сходятся в одном: то, что делают Игорь Лобортас и Ирина Карпова, ни на что не похоже. Как подтверждение – длинный список призов, наград и всевозможных регалий. В конце 2007 года «за сохранение и приумножение традиций Фаберже и выдающийся вклад в развитие ювелирного искусства в направлении «Романтический авангард» Игорь Лобортас и Ирина Карпова награждены «Орденом Фаберже».

Лобортас и Карпова создают впечатление исключительно увлечённых людей и говорят наперебой. «Нас не раз пытались назвать украинскими Фаберже», – только и успевает сказать Игорь, как Ирина тут же подхватывает: «Но мы с этим не согласны. Конечно, наши произведения по сложности сопоставимы с творениями Фаберже. Однако мы основали собственный, первый украинский стиль – романтический авангард». Фотографии изделий, доступные на сайте дома «Лобортас и Карпова», исполнены вполне профессионально, однако и сами герои признают, что никакая камера не в состоянии передать душу, вложенную в ювелирное произведение. Некоторые детали, создающие общее ощущение неповторимости, видны только под микроскопом.

«Душа мира» – так называется ювелирная композиция, над которой в течение двух лет и семи месяцев работали 24 человека. «Как-то ко мне пришли и сказали: 350 тысяч сейчас занесём – на подарок для премьер-министра (не нынешнего). Я отказал», – говорит Игорь Лобортас. Ирина поясняет: «Покупатель должен дать гарантию, что предмет будет выставляться на выставках. Если человек покупает такую вещь, даже частный коллекционер, она рано или поздно должна стать доступной для публики – это мировая практика».
Жан-Мишель Спира

Владелец компании Royal Time


Жана-Мишеля Спира называют послом швейцарских часовых мастерских в Украине. Благодаря 42-летнему женевцу продукцию марок Rolex, Vacheron Constatin, Breguet, Parmigiani, Panerai, Cartier, Hermes, Chanel, Raymond Weil, Caran d’Ache можно приобрести, не выезжая за пределы столицы.

Спира учился на Высших курсах коммерции, по окончании которых получил диплом финансиста. С юных лет его привлекали страны бывшего СССР. Он читал не только произведения Достоевского и Чехова, но и опусы Строгова. До того как осесть в Украине, Спира пожил в Москве, Белоруссии и Прибалтике. Но, по его словам, в Киеве он чувствует себя наиболее комфортно.

Коммерсант начал работать в нашей стране в 1993 году. В то время Киев не мог похвастаться ни одним приличным рестораном, а в гостиницах ещё витал дух советской эпохи. Первый магазин, в котором он продавал продукцию марки Doxa, производил гнетущее впечатление: убогое двухэтажное здание, треснувшие окна и продавщицы, кутающиеся от холода в шубы. Женева стала для Спира почти курортом. Каждый раз, когда Жан-Мишель приезжал в отпуск домой, родители и друзья уговаривали его остаться. В семейном кругу он даже получил прозвище Камикадзе.

Встреча в Женеве с представителями Vacheron Constantin, в результате которой Спира доверили продажу суперчасов в Украине, стала для коммерсанта судьбоносной. Через некоторое время управляющий Vacheron Constantin наведался в Киев и был потрясён: дела у соотечественника шли на удивление хорошо. Теперь Спира является владельцем двух бутиков, расположенных в одном здании: Vacheron Constantin и Royal Time. Кроме того, Жан-Мишель Спира – член попечительского совета Еврейской конфедерации Украины.
50 самых влиятельных людей роскошной Украины