Качественные дороги в Украине не обязательно должны быть платными. Но если государство не имеет возможности дать населению качественные дороги, можно сделать это с помощью частного капитала. Тогда дороги начнут работать на экономику, а не наоборот
Об этом в интервью корреспонденту Фокуса заявил заместитель главы Государственной службы автомобильных дорог Украины Евгений Прусенко.
Министр инфраструктуры Борис Колесников недавно заявил, что "в Украине нет рынка для создания платных дорог". Почему позиции членов правительства и Укравтодора разные?
Позиция правительства в лице премьера (Николая Азарова – авт.), вице-премьера Сергея Тигипко, который раньше вел этот вопрос, однозначная: дороги надо развивать. Если вы смотрели вступительное слово Николая Яновича на расширенном заседании Кабмина (9 июня - авт.), он сказал: где же частная (дорога – авт.), давайте быстрее, что мы тянем. Думаю, этот вопрос очень сложный. Есть опыт и отрицательный – М1 и М5 (трассы в Венгрии – авт.). Венгры, когда готовили концессию, взяли очень короткий срок – 15 лет, поставили высокую плату, люди туда не поехали. Государство вынужденно было выкупить эту концессию. Сегодня она работает нормально.
Что касается вариантов, есть разные финансовые модели. Убежден, что на любой дороге может быть концессия. Но она должна быть выгодна государству. Поэтому, думаю, и есть такое неоднозначное мнение по вопросу платных дорог. Но если бы были ресурсы у страны, например, 25 млрд. гривен в год... Если их нет, надо искать источники финансирования –кредиты международных финансовых организаций, но они тоже не безграничны, либо коммерческие инвестиции, либо частные инвестиции.
Есть ли в Украине инвесторы, которых можно заинтересовать подобными проектами?
В Украине – пока нет, за пределами – есть. Люди, которые строили такие же дороги в других странах, не видят никаких проблем, чтобы построить их в Украине. В любом случае, каждое такое решение будет требовать тщательного технико-экономического обоснования.
Не провалятся ли проекты строительства дорог из-за того, что в Украине большая часть населения фактически не имеет средств для пользования платными дорогами?
Самое главное, что ее (платную дорогу – авт.) сейчас уже можно построить, а не тогда, когда через 5-7 лет будет возможность взять кредит, потом строить и за все это время не иметь денег. Она начинает работать на экономику страны уже через 3 года, экономика получает отдачу.
На каких направлениях в ближайшее время могут построить платные дороги?
Харьков – Щербаковка, Львов – Броды, Ульяновка – Николаев – Херсон – Симферополь и Новомосковск – Симферополь.
Вы считаете, будущее за платными дорогами?
Почему у государства не хватает денег?
Ольга Дидух, focus.ua