Разделы
Материалы

Градус и статус

Постепенно перенимая западную традицию, украинцы стараются чаще радовать себя тонкими ароматами элитного спиртного

Тем не менее сегмент дорогих импортных напитков удивительно мал. "Весь объем импортного вина составляет менее 3% от общего объема рынка. У импортного спиртного нет и 1%", – утверждает Илья Гринберг, собственник компании "Марком". При этом однозначных признаков исключительности напитков нет. Некоторые эксперты относят к нижней границе премиум- и суперпремиум-сегмента напитки, продающиеся по вполне доступной цене – $50 за бутылку.

Планомерный рост спроса на элитные напитки не обеспечил бурного развития рынка, который, по мнению большинства дистрибьюторов, находится в зачаточном состоянии. За 15 лет его развития этап становления прошли лишь несколько действительно крупных компаний, которые путем невероятных усилий сформировали свой неповторимый портфель напитков.

Например, компания "Мар­ком" вывела на отечественный рынок знаменитые коньяки Hennessy и Davidoff, водку Kauffman и виски The Macallan. Ара Григорян и украинское представительство Pernod Ricard сумели привить украинцам любовь к коньякам "Арарат" и Martell. Компания "АРДА" Вадима Ермолаева стала эксклюзивным дистрибьютором Bacardi, Courvoisier, Molinari и многих других напитков. Вслед за лидерами пошли в рост и самостоятельные винные и коньячные бутики.

Вероятно, бизнесменам перспективы развития их бизнеса кажутся весьма радужными. Ведь рынок элитных алкогольных напитков насыщен всего на 25–30%, предполагает Антон Горбуненко, генеральный директор компании Paradis du Vin. Поэтому возможностей для развития сегмента хоть отбавляй. Неплохой ежегодный прирост в 15–25% привлекает сюда новых игроков. При этом наибольшую динамику, по мнению многих дистрибьюторов, демонстрирует виски. Не меньшей популярностью пользуются коньяк и шампанское.

Ара Григорян

Генеральный директор Pernod Ricard Ukraine


Поистине элитный напиток в понимании Ары Григоряна – это не только имидж и качество, но ещё и способ реализовать мечту. Правда, бизнес группы Pernod Ricard изначально не ограничивался лишь люксовыми товарами, а имел более широкий спектр. «Потом было решено остановить внимание на премиум- и суперпремиум-сегментах. Возвращаться в более дешёвый сегмент мы не хотим по ряду причин. Прежде всего потому, что мы импортёры и главный бизнес для нас – продажи через нашу торговую сеть. Нужно понимать, что рентабельность рынка в премиум- и суперпремиум-сегментах значительно отличается от массового. Ведь в первом случае заработки на одном ящике могут достигать 300–800 долларов, а во втором – лишь 20–30 долларов. Вторая причина – необходимость занять целую нишу».

Свою основную задачу г-н Григорян видит в том, чтобы просто не мешать развитию компании. «И моё прямое управление компанией заключается в подборе кадров, стратегическом развитии портфеля, ценовой политике, местных и международных связях».

31 марта группа Pernod Ricard заключила важную сделку. «За 5,6 млрд. евро мы приобрели водочный бренд Absolut. Но это не простое приобретение – это сделка с правительством Швеции, которое решило приватизировать компанию Vin & Spirit AB, куда и входил Absolut, занимающий третье место в мире по продажам. При том, что годовой оборот группы – около 9 млрд. евро, покупка составила почти половину нашего оборота или, если посчитать по-другому, около 10 лет прибыли. Событие имеет для нас особое значение ещё и потому, что у нас появился свой водочный бренд. А водка в Европе и Америке – сейчас самая динамично растущая группа».
Илья Гринберг

Собственник компании «Марком»


Слово «элитный» по отношению к дорогим винам, коньякам и виски Илье Гринбергу не нравится. «Я предпочитаю говорить «предметы роскоши». Потому что бутылка вина, которое можно пить лишь в особых случаях, это роскошь, – объясняет г-н Гринберг. – И я позитивно отношусь к таким вещам».

Свою нынешнюю сферу деятельности он в своё время избрал едва ли не случайно: «Пришлось выбирать хорошее из оставшегося, то, что не требовало высокопоставленных знакомых и больших связей. Достаточно было посмотреть на себя в зеркало и спросить: «А папа у тебя кто, инженер? Значит, тебе сюда».

Дело оказалось сложным, малопонятным и требовало массы времени и энтузиазма. «Никто в это не верил. Кроме того, нам достался очень маленький сегмент», – вспоминает Илья Гринберг. Тем не менее в декабре 1992 года появилась фирма «Марком». Она одной из первых занялась импортом алкогольных напитков в Украину и первая же познакомила украинских потребителей с Hennessy, Marie Brizard, Martini-Bacardi, Johnnie Walker и многими другими марками. А через 15 лет прочно закрепилась не только на отечественном, но и на международном рынке.

Сегодня, по мнению Ильи Гринберга, компания предлагает один из лучших портфелей вина не только в Украине, но и в Европе. «Мы собирали его очень долго и скрупулёзно на протяжении 15 лет. И теперь очень тщательно следим, чтобы в эту бочку мёда не попала ложка дёгтя», – говорит он.

Любимого напитка у собственника «Маркома» нет. По его словам, всё зависит от настроения. «Если оно хорошее, то пью Hennessy. Если настроение хуже – пью виски. Хорошее виски. В основном Macallan. Ещё Ardbeg очень люблю – но это если настроение совсем плохое или друзья очень хорошие», – улыбается г-н Гринберг.
Перспектива – в погребах

Специализированных винных магазинов в Украине пока мало. Но у уже открывшихся – большое будущее

Впечатляющий винный погреб, широкий ассортимент, услуги по составлению винных карт, доставке редких товаров и организации персональных дегустаций – вот настоящий винный рай. В бутике Paradis du vin – более 4 тысяч наименований разнообразных напитков. «Основные критерии отбора — качество и элитарность. Вино может стоить $30, тем не менее будет представлять интерес для наших клиентов, для гурманов», – рассказывает Антон Горбуненко.

Бутик молодого бизнесмена не является чем-то уникальным. Наоборот, он подчёркивает общую тенденцию: украинские предприниматели в Киеве и регионах стремятся открывать магазины элитных алкогольных напитков. По их мнению, этот сегмент демонстрирует значительный рост. «Объём премиум-сегмента винного рынка оценивается в 25–30 млн. бутылок в год, а его ежегодный прирост – на уровне 10–20%. Объём же сегмента элитных вин (от 250 грн. за бутылку) составляет порядка 1–2 млн. бутылок в год, а ежегодный прирост – 25–35%», – прикидывает Антон Горбуненко. Кроме того, специализированных магазинов в Украине ещё мало. Сейчас процент продаж в винных бутиках составляет 2% всего импортного алкоголя. Так что ниша фактически пуста.

Брат г-на Горбуненко Денис возглавляет правление Родовид банка. Возможно, опыт брата придаёт Антону уверенность в перспективности своего бизнеса. Планы у него весьма радужные: он собирается развить торговую сеть в нескольких крупных городах. Пока же бизнесмен может похвастаться тем, что самый дорогой напиток, приобретённый в его магазине, стоил 100 тысяч гривен. «Это был французский коньяк известного и уважаемого коньячного дома», – отмечает он.
50 самых влиятельных людей роскошной Украины