Постепенно перенимая западную традицию, украинцы стараются чаще радовать себя тонкими ароматами элитного спиртного
Тем не менее сегмент дорогих импортных напитков удивительно мал. "Весь объем импортного вина составляет менее 3% от общего объема рынка. У импортного спиртного нет и 1%", – утверждает Илья Гринберг, собственник компании "Марком". При этом однозначных признаков исключительности напитков нет. Некоторые эксперты относят к нижней границе премиум- и суперпремиум-сегмента напитки, продающиеся по вполне доступной цене – $50 за бутылку.
Планомерный рост спроса на элитные напитки не обеспечил бурного развития рынка, который, по мнению большинства дистрибьюторов, находится в зачаточном состоянии. За 15 лет его развития этап становления прошли лишь несколько действительно крупных компаний, которые путем невероятных усилий сформировали свой неповторимый портфель напитков.
Например, компания "Марком" вывела на отечественный рынок знаменитые коньяки Hennessy и Davidoff, водку Kauffman и виски The Macallan. Ара Григорян и украинское представительство Pernod Ricard сумели привить украинцам любовь к коньякам "Арарат" и Martell. Компания "АРДА" Вадима Ермолаева стала эксклюзивным дистрибьютором Bacardi, Courvoisier, Molinari и многих других напитков. Вслед за лидерами пошли в рост и самостоятельные винные и коньячные бутики.
Вероятно, бизнесменам перспективы развития их бизнеса кажутся весьма радужными. Ведь рынок элитных алкогольных напитков насыщен всего на 25–30%, предполагает Антон Горбуненко, генеральный директор компании Paradis du Vin. Поэтому возможностей для развития сегмента хоть отбавляй. Неплохой ежегодный прирост в 15–25% привлекает сюда новых игроков. При этом наибольшую динамику, по мнению многих дистрибьюторов, демонстрирует виски. Не меньшей популярностью пользуются коньяк и шампанское.
Ара Григорян Генеральный директор Pernod Ricard Ukraine Поистине элитный напиток в понимании Ары Григоряна – это не только имидж и качество, но ещё и способ реализовать мечту. Правда, бизнес группы Pernod Ricard изначально не ограничивался лишь люксовыми товарами, а имел более широкий спектр. «Потом было решено остановить внимание на премиум- и суперпремиум-сегментах. Возвращаться в более дешёвый сегмент мы не хотим по ряду причин. Прежде всего потому, что мы импортёры и главный бизнес для нас – продажи через нашу торговую сеть. Нужно понимать, что рентабельность рынка в премиум- и суперпремиум-сегментах значительно отличается от массового. Ведь в первом случае заработки на одном ящике могут достигать 300–800 долларов, а во втором – лишь 20–30 долларов. Вторая причина – необходимость занять целую нишу». Свою основную задачу г-н Григорян видит в том, чтобы просто не мешать развитию компании. «И моё прямое управление компанией заключается в подборе кадров, стратегическом развитии портфеля, ценовой политике, местных и международных связях». 31 марта группа Pernod Ricard заключила важную сделку. «За 5,6 млрд. евро мы приобрели водочный бренд Absolut. Но это не простое приобретение – это сделка с правительством Швеции, которое решило приватизировать компанию Vin & Spirit AB, куда и входил Absolut, занимающий третье место в мире по продажам. При том, что годовой оборот группы – около 9 млрд. евро, покупка составила почти половину нашего оборота или, если посчитать по-другому, около 10 лет прибыли. Событие имеет для нас особое значение ещё и потому, что у нас появился свой водочный бренд. А водка в Европе и Америке – сейчас самая динамично растущая группа». |
Илья Гринберг Собственник компании «Марком» Слово «элитный» по отношению к дорогим винам, коньякам и виски Илье Гринбергу не нравится. «Я предпочитаю говорить «предметы роскоши». Потому что бутылка вина, которое можно пить лишь в особых случаях, это роскошь, – объясняет г-н Гринберг. – И я позитивно отношусь к таким вещам». Свою нынешнюю сферу деятельности он в своё время избрал едва ли не случайно: «Пришлось выбирать хорошее из оставшегося, то, что не требовало высокопоставленных знакомых и больших связей. Достаточно было посмотреть на себя в зеркало и спросить: «А папа у тебя кто, инженер? Значит, тебе сюда». Дело оказалось сложным, малопонятным и требовало массы времени и энтузиазма. «Никто в это не верил. Кроме того, нам достался очень маленький сегмент», – вспоминает Илья Гринберг. Тем не менее в декабре 1992 года появилась фирма «Марком». Она одной из первых занялась импортом алкогольных напитков в Украину и первая же познакомила украинских потребителей с Hennessy, Marie Brizard, Martini-Bacardi, Johnnie Walker и многими другими марками. А через 15 лет прочно закрепилась не только на отечественном, но и на международном рынке. Сегодня, по мнению Ильи Гринберга, компания предлагает один из лучших портфелей вина не только в Украине, но и в Европе. «Мы собирали его очень долго и скрупулёзно на протяжении 15 лет. И теперь очень тщательно следим, чтобы в эту бочку мёда не попала ложка дёгтя», – говорит он. Любимого напитка у собственника «Маркома» нет. По его словам, всё зависит от настроения. «Если оно хорошее, то пью Hennessy. Если настроение хуже – пью виски. Хорошее виски. В основном Macallan. Ещё Ardbeg очень люблю – но это если настроение совсем плохое или друзья очень хорошие», – улыбается г-н Гринберг. |
Перспектива – в погребах Специализированных винных магазинов в Украине пока мало. Но у уже открывшихся – большое будущее Впечатляющий винный погреб, широкий ассортимент, услуги по составлению винных карт, доставке редких товаров и организации персональных дегустаций – вот настоящий винный рай. В бутике Paradis du vin – более 4 тысяч наименований разнообразных напитков. «Основные критерии отбора — качество и элитарность. Вино может стоить $30, тем не менее будет представлять интерес для наших клиентов, для гурманов», – рассказывает Антон Горбуненко. Бутик молодого бизнесмена не является чем-то уникальным. Наоборот, он подчёркивает общую тенденцию: украинские предприниматели в Киеве и регионах стремятся открывать магазины элитных алкогольных напитков. По их мнению, этот сегмент демонстрирует значительный рост. «Объём премиум-сегмента винного рынка оценивается в 25–30 млн. бутылок в год, а его ежегодный прирост – на уровне 10–20%. Объём же сегмента элитных вин (от 250 грн. за бутылку) составляет порядка 1–2 млн. бутылок в год, а ежегодный прирост – 25–35%», – прикидывает Антон Горбуненко. Кроме того, специализированных магазинов в Украине ещё мало. Сейчас процент продаж в винных бутиках составляет 2% всего импортного алкоголя. Так что ниша фактически пуста. Брат г-на Горбуненко Денис возглавляет правление Родовид банка. Возможно, опыт брата придаёт Антону уверенность в перспективности своего бизнеса. Планы у него весьма радужные: он собирается развить торговую сеть в нескольких крупных городах. Пока же бизнесмен может похвастаться тем, что самый дорогой напиток, приобретённый в его магазине, стоил 100 тысяч гривен. «Это был французский коньяк известного и уважаемого коньячного дома», – отмечает он. |