Разделы
Материалы

Гонка за ридером. Украинские компании вытесняют китайцев на рынке электронных книг

Украинские компании зарабатывают на буме электронных книг, потеснив на этом рынке мировых лидеров продаж и дешевых китайских конкурентов

После приобретения электронной книги (букридера) киевский психолог Валентина Свечникова стала читать чаще. С помощью этого легкого и небольшого устройства удобнее читать в поездках – его можно брать с собой вместо тяжелых и объемных книг. "И главное – в него всегда можно закачать книги из интернета, которые в бумажном виде труднее найти", – объясняет Валентина.

Действительно, в интернете книги практически бесплатны, и устройство быстро себя окупает. Поэтому в последние годы в Украине все чаще можно встретить человека с электронной книгой в руках – в поезде, метро, автобусе или в парке. По данным аналитической компании IDC, в прошлом году в Украине было реализовано около 90 тыс. букридеров. А в первом квартале этого года их было продано уже около 35 тыс., на 135% больше прошлогоднего показателя. И устройства становятся все доступнее. "В начале года их средняя цена составляла 1820 грн., за пять месяцев она снизилась до 1755 гривен", – говорит аналитик GfK Ukraine Валентина Печончик.

Придумано в Украине

На быстро растущем рынке электронных книг украинские предприниматели сумели хорошо закрепиться. Вовремя увидев потенциал букридеров, они стали заметными игроками этого рынка. Украинская компания "ИТ-Инфраструктура" одной из первых в мире начала выпускать устройства с электронными чернилами. "Первая партия электронных книг состояла из 30 устройств. Больше наш партнер выпустить не смог, – вспоминает руководитель проекта Владимир Левченко о старте бизнеса в 2005 году. – Был период, когда мы продавали больше электронных книг, чем Sony – в то время уже известный игрок на рынке электронных книг. Фактически мы создавали этот рынок в СНГ".

Сейчас "ИТ-Инфраструктура" производит тысячи устройств Lbook и "Азбука" в год, которые продаются в основном в России и Украине. Подчиненных у Левченко немного: разрабатывают дизайн, создают и обновляют программное обеспечение не более двух десятков человек, многие из которых работают вне офиса.

"Сейчас для работы на этом рынке настали трудные времена: китайские производители резко обострили конкуренцию", – говорит Левченко. Создатель Lbook жалуется на то, что рост рынка замедлился, а конкуренция с китайскими букридерами заставляет снижать маржу на устройствах. По словам экспертов, на различных моделях она составляет от $10 до $40, а ее уменьшение производители компенсируют ростом продаж устройств.

Букридер в каждый дом

Всего в Украине представлено до двух десятков различных торговых марок букридеров. Но многие производители ограничиваются закупкой устройств на китайских заводах и нанесением своего логотипа. Цена на электронные книги с приемлемым качеством стартует приблизительно с $120. "Дешевые электронные книги в Китае можно заказать и по 80 долларов, но вряд ли кто-то согласится на покупку устройства сомнительного качества", – рассказывает Игорь Пышкин, технический директор еще одного украинского производителя букридеров AirOn.

Компания появилась на рынке в конце 2010 года и сейчас выпускает 1,5 тыс. букридеров ежемесячно. К началу следующего года AirOn планирует увеличить эту цифру в полтора-два раза. Над созданием ПО в компании трудится около десятка программистов – для успешного продвижения электронных книг необходимо инвестировать в собственные разработки. Помимо этого, вложений требует и сервисная поддержка, добавляет Пышкин.

Лидером украинского рынка электронных книг считается PocketBook International, которая начала свой путь в Украине в 2007 году. Тогда руководители "Украинской полиграфической группы" решили инвестировать в выпуск электронных книг. В начале компания (в то время она называлась Most Publishing) инвестировала в новое дело $1,5 млн. Первоначальные инвестиции окупились буквально за несколько месяцев – в первый год работы продажи удваивались ежемесячно. Вскоре украинцы объединились с тайваньским производителем устройств Netronix, и это позволило компании увеличить объем производства и занять прочные позиции на мировом рынке. В 2009 году она продала 190 тыс. букридеров, и ее оборот составил около $25 млн. В прошлом году PocketBook International выпустила уже 470 тыс. устройств, и оборот компании исчисляется сотнями миллионов.

Сегодня PocketBook сотрудничает с еще одним крупным производителем – Foxconn, который делает устройства для Apple, что позволяет компании наращивать объемы производства. Коллектив PocketBook International насчитывает 200 сотрудников во всем мире – это программисты, дизайнеры, маркетологи, специалисты по продажам. Из них 30 человек работают в украинском представительстве. По словам его директора Олега Денисюка, здесь компания занимает 40% рынка электронных ридеров. И, по его мнению, потенциал для развития велик. "Сегодня большую потребность испытывает и сфера образования: школьникам и студентам электронные книги смогут успешно заменить старые бумажные учебники, которых и так часто недостает", – говорит Денисюк.

В Украине свыше 4 млн. школьников и около 2,5 млн. студентов – достаточно заманчивая целевая аудитория. Поэтому производители надеются на то, что Минобразования будет способствовать переходу обучения с печатных книг на электронные.

Не в железе деньги

По мнению американской компании Idea Logical Company, консультирующей издателей, через десять лет только четверть книг будет выходить в печатном виде. В июне этого года один из крупнейших мировых продавцов книг Amazon.com объявил, что за предыдущие три месяца продал больше цифровых книг для своего устройства Kindle, чем бумажных: на каждую сотню обычных книг продавалось 143 в цифровом формате. Такие данные заставляют издателей и печатников все чаще беспокоиться.

Но производители букридеров уверяют, что не представляют для издательств никакой угрозы. "Наоборот, мы им только вернули потребителей, заставив их вспомнить о том, что такое чтение", – говорит Левченко. Производители букридеров пытаются и сами продавать цифровые книги, создавая для этого отдельные интернет-ресурсы. Например, у проекта Lbook таковым является онлайн-магазин "Азбука", у PocketBook – Bookland. Правда, покупателей пока немного – в интернете масса бесплатных аналогов. Все же владельцы ресурсов рассчитывают, что со временем украинцы приучатся платить за цифровой контент, и тогда основные доходы у них будут от продажи не устройств, а их наполнения. "В "железе" больших денег нет. Маржинальность на устройстве минимальная", – объясняет Владимир Левченко.

Издательства тоже рады осваивать новые носители: производство и дистрибуция цифровых книг намного дешевле, чем печатных. Они уже выпускают первые издания в цифровом формате, но пока в качестве эксперимента. Более активному продвижению в интернете мешают "книжные пираты". "Мы готовы продавать книги в цифровом формате и получать с них роялти, но кто может нам гарантировать, что некий умелец не взломает защиту, не выложит текст в сети и не начнет сам зарабатывать на нем?" – объясняет директор по маркетингу харьковского издательства "Фолио" Геннадий Корбер. По его словам, пока рынок цифрового контента в Украине не будет урегулирован на законодательном уровне, бестселлеры будут выпускаться в печатном виде.

Виталий Жданов, Ольга Покотило, Фокус