Сапожный бизнес, одно из древнейших ремесел, по-прежнему развивается в мегаполисах. Обувь ручной работы пользуется спросом у звезд шоу-бизнеса, бизнесменов и требовательных модников
В юности хозяйка известной обувной студии Снежана Нех мечтала стать дизайнером одежды. Но когда после школы она приехала в Киев поступать в институт, оказалось, что на этот факультет огромный конкурс. Чтобы учиться на бюджетной основе и получать стипендию, девушка подала документы на специальность конструктора-модельера обуви – конкурс на этот факультет был значительно меньше. "Я решила, что позже все равно переведусь на дизайнерский, но на втором курсе сделала свою первую коллекцию обуви и поняла: одежда мне больше неинтересна", –
рассказывает Снежана.
7 лет назад она открыла собственную мастерскую, для этого ей понадобилось всего 5 тысяч долларов на аренду помещения, покупку мебели и оборудования. "У меня уже были свои клиенты, которые ушли за мной с фирмы, где я до этого работала конструктором-модельером и отвечала за прием заказов. К тому же я помогала своей американской подружке Джине Холдер организовать небольшой бизнес по пошиву сумок, поэтому не понаслышке знала, какие меня ожидают трудности", – вспоминает дизайнер.
Очумелые ручки
Чтобы начать бизнес по индивидуальному пошиву обуви, достаточно найти всего четырех хороших специалистов для работы в мастерской – конструктора-модельера, колодочника, заготовщика и сапожника. Поскольку 80% работы выполняется вручную, подбор кадров в обувном деле играет ключевую роль. "Сейчас у меня сложился хороший коллектив, но до этого три года была постоянная текучка кадров. Многие, посмотрев на обувь нашего производства, сразу честно признавались, что так сделать не смогут", – объясняет Снежана. Проблема усугублялась еще и тем, что среди сапожников нередко попадаются люди, злоупотребляющие алкоголем. "Одну "компашку" мне пришлось уволить в разгар сезона заказов из-за того, что они позволяли себе выпивать даже в рабочее время", – сетует дизайнер.
Конкуренцию мастерской Снежаны Нех в Киеве составляют около двадцати компаний, среди которых самые известные – дизайн-студия Игоря Сенина, а также Gavriloff и Yarose Shulzhenko. И хотя круг клиентов у этого бизнеса очень узкий, особой борьбы между столичными дизайнерами обуви не наблюдается, поскольку ниша, по их собственному признанию, заполнена едва ли наполовину.
Обувь ручной работы не по карману рядовым украинцам. Например, летние сандалии и босоножки обойдутся заказчику в 1500–2000 грн., за туфли придется выложить 3000–4000, а за сапоги – 5000 грн. "Самый дорогой заказ, который мы делали, стоил 8000 гривен. Это были очень высокие женские ботфорты, которые доходили почти до трусиков", –
вспоминает Снежана Нех.
В этом бизнесе важную роль играет умение угодить каждому клиенту, чтобы заставить его возвращаться снова и снова. Поэтому нужен не только опыт, но и терпение. Женщины, например, чаще не знают, какую именно обувь они хотели бы заказать, и тогда дизайнеру приходится задавать множество наводящих вопросов, чтобы помочь им определиться. А вот мужчины, не желая ломать себе голову над выбором модели, цвета и материала, часто приносят свои старые туфли или ботинки и просят сделать такие же.
Большинство заказчиков эксклюзивной обуви – конечно же, женщины, но Снежане Нех очень нравится работать и с представителями сильного пола, особенно с теми, которые не боятся немного "похулиганить". Об одном из таких заказчиков Снежана говорит с особым энтузиазмом: "У меня есть клиент, которого я никогда не видела. Он нашел меня по интернету и заказал три пары туфель красного, зеленого и желтого цветов неимоверного дизайна с тканевыми вставками. А чуть позже попросил сделать точно такую же обувь для своего 14-летнего сына. Этот человек какой-то сумасшедший в хорошем смысле этого слова. Мне бы очень хотелось на него посмотреть".
Среди клиентов башмачницы немало украинских селебретис. Ее обувь носят Ирина Билык, Ани Лорак, Андрей Данилко, солистки группы "Никита". Представители шоу-бизнеса, как правило, заказывают креативную обувь под свои сценические костюмы.
Кроме того, каждые полгода Снежана создает обувь для дизайнерских показов одежды, она сотрудничает с Викторией Гресь, Лилией Пустовит, Ольгой Громовой, Лилей Литковской и другими. Виктория Гресь отмечает, что заказывать авторскую обувь индивидуального пошива для каждой новой коллекции считается хорошим профессиональным тоном: "В моем Доме моды это давно стало традицией. А поскольку ни у кого из украинских дизайнеров по экономическим причинам нет собственного обувного производства, приходится обращаться к коллегам, которые специализируются именно в этой сфере".
Обувь для Золушки
Авторскую обувь сложно назвать бюджетной, поэтому прибыльность подобного бизнеса напрямую зависит от экономической ситуации в стране. До кризиса дела в мастерской Снежаны Нех шли очень хорошо. В месяц поступало по 30–40 заказов, и бизнес-леди даже планировала массовое производство обуви под собственным брендом. Но когда начался экономический спад, количество клиентов сократилось почти втрое. "Были месяцы, когда мы получали всего по 5–6 заказов, и о массовке пришлось на время забыть. А сейчас, когда ситуация потихоньку начала налаживаться, все говорят о вероятности второй волны кризиса", – делится переживаниями дизайнер.
О зависимости развития авторского пошива обуви от финансовой стабильности говорит и Виктория Гресь: "Производство обуви – самостоятельное направление фэшн-индустрии в нашей стране, и оно обязательно будет развиваться дальше. Но насколько быстро и активно, сказать сложно из-за непростой экономической ситуации". Она добавляет, что тех, кто желает и может позволить себе щеголять в обуви, изготовленной по индивидуальному заказу, во всем мире единицы. В основном это требовательные, эстетски настроенные люди, которых не устраивает хоть и брендовая, но тиражная обувь. Поэтому подобный бизнес никогда не сможет конкурировать с массовым производством.
А менеджер проектов Leather and shoes и Art expo shoes Оксана Дармастук подчеркивает: "Обувной рынок в Украине уже достаточно развит и может предложить покупателям огромное разнообразие как в модельном ряде, так и в ценовом диапазоне. Поэтому индивидуальный пошив будет развиваться в четко выраженных целевых аудиториях". Заказчиками сапожников по-прежнему останутся бизнесмены, знаменитости, дизайнеры, а также люди, имеющие нестандартные ноги, которым сложно что-то подобрать в обычных магазинах.
Дария Осиик, Фокус