Разделы
Материалы

Книги перемен. Украинские издатели учатся по-новому продавать свою продукцию

Издатели, спасаясь от катастрофических убытков, переключаются на электронные книги, новый ассортимент и продажи в необычных местах

Затянувшаяся экономическая рецессия может поставить крест на книгопечатном бизнесе в Украине. За последние четыре года книгоиздатели потеряли примерно 40% рынка. "Во-первых, покупательная способность населения значительно снизилась, а книги все-таки не предметы первой необходимости. Во-вторых, чтение стало непрестижным", – рассказывает генеральный директор и владелец издательства "Фолио" Александр Красовицкий. Кроме того, часть прибыли украинских издательств "отхватила" мода на электронные устройства для чтения. По данным компании IDC, только в первом квартале этого года в Украине было продано около 35 тыс. букридеров. Впрочем, Красовицкий, как и другие его коллеги, к продавцам букридеров претензий не имеет – убытки издательствам приносят не сами устройства, а обилие бесплатных электронных книг в сети.

Чтобы вернуть упущенную прибыль, издательства начинают выпускать адаптированные версии книг для букридеров. Или пересматривают свои стратегии развития, расширяя количество мест продажи и ассортимент, добавляя туда новые позиции и снижая тиражи.

Издатели в сети
Стремясь компенсировать падение продаж бумажных книг, издательства начали предлагать их в электронном виде. Обойти пиратов пытаются скоростью, цель издателей – вывести на рынок книгу раньше, чем ее предложат на бесплатном ресурсе. "Мы сотрудничаем с компанией, которая выпускает букридеры, и сейчас через их сеть продаем 20 наших книг, готовим к изданию еще 23", – информирует директор издательства "Нора-друк" Элеонора Симонова. По ее словам, у электронных и бумажных книг читательская аудитория не всегда совпадает. Бывает и так, что одни и те же потребители покупают электронную или бумажную версию для чтения в различных ситуациях.

Компания PocketBook International, один из главных игроков рынка букридеров, сотрудничает с полусотней украинских издательств – это "Фолио", "А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га", "Нора-Друк", "Кальвария" и пр. "Через наш портал можно купить примерно 7 тысяч книг украинских авторов", – говорит Алексей Авраменко, руководитель контент-проектов PocketBook International в СНГ. По его словам, такой тандем обоюдно выгоден – продажи электронных книг через контент-площадку компании за 2010 год выросли на 300% по сравнению с 2009-м.

Некоторые издательства продают электронные версии книг напрямую через свои сайты. "У нас сейчас примерно 200 книг на сайте, которые члены клуба могут купить в электронной версии. До конца года планируем увеличить их число до 350, а в следующем – открыть полноценную платформу по продаже электронных книг", – делится планами главный редактор Книжного клуба "Клуб сімейного дозвілля" Светлана Скляр.

Цена на электронные книги, естественно, ниже, чем на бумажные. Цифровая версия в среднем обходится в 10–20 грн., в то время как обычное издание – в 30–50 грн. Как утверждает Авраменко, лучше всего расходятся электронные книги в таких жанрах, как фантастика, боевик и детектив. Из нехудожественной – обучающая и финансовая литература.

Детская литература вряд ли в ближайшем будущем переориентируется на цифровой формат – книги для самых маленьких невозможно полностью заменить даже самым новомодным электронным вариантом. Начальник отдела маркетинга и пиара издательства "Махаон-Украина" Мария Соломина уверена, что бумажные издания еще долго будут пользоваться спросом, ведь совместное чтение книг с родителями, тактильное их восприятие малышами, яркие картинки, которые можно потрогать и даже попробовать на вкус, очень сложно заменить электроникой.
Впрочем, руководство издательств, ориентированных на детей, это не смущает. "Мы адаптировали нашу книгу "Про вовченя, яке запливло у море", сделав ее практически кинофильмом о подводном мире. Ребенок может нажать на экран, герои начнут двигаться, будут срабатывать спецэффекты. Там есть пазлы, загадки, можно рисовать с помощью специальных клавиш", – рассказывает директор детского издательства "А-ба-ба-га-ла-ма-га" Иван Малкович. Такая книга, по его мнению, может приучить ребенка к чтению. С ним согласна главный редактор "Видавництва Старого Лева" Марьяна Савка: "Мы недавно презентовали книгу Галины Малик для маленьких – "Забавлянки", с анимацией и музыкой. Это первая украиноязычная книжка для iPad, и мы хотим сделать еще несколько подобных".

Мини и макси
Если переход книг в цифровой формат книгопечатники уверенно используют себе во благо, то с упавшими доходами населения и нежеланием людей тратиться на книги ничего поделать не могут. Поэтому антикризисная политика издательств не ограничивается адаптацией к современным техсредствам.

Большинство опрошенных Фокусом издателей за годы кризиса снизило свои тиражи как минимум на 20–30%, а то и вполовину. Многие серьезно пересмотрели подходы к ассортименту. "Мы уменьшили тиражи с 4 до 2,2 тысячи и с 2009 года стали активно осваивать новые ниши – очень дорогие подарочные издания и небольшие карманные книги, стоимость которых не превышает 12 гривен. Сейчас они занимают уже 45% объема продаж издательства", – отмечает г-н Красовицкий. По его словам, миниатюрные книги (размером чуть меньше пачки сигарет) с поэзией и афоризмами, как и инкрустированные драгоценными металлами, переплетенные в кожу книги, стоящие не меньше 1,5 тыс., легко находят покупателей.

Пополнить свой ассортимент недорогими книгами решили в "Видавництві Старого Лева" и "Клубі сімейного дозвілля". "Мы попробовали продавать книжки-картонки и книги в мягких обложках чужого производства, а когда поняли, что они пользуются спросом, стали выпускать свои", – объясняет Светлана Скляр. При этом сегодня издательства изменили подход к авторам. "До кризиса мы могли себе позволить издать книгу даже в том случае, если она могла бы и не пойти, но сейчас стараемся отбирать очень тщательно", – говорит Элеонора Симонова.

Чтобы увеличить продажи, компании стали активнее продавать книги в нетипичных местах. Например, в кофейнях и супермаркетах. "Для Львова как туристического города мы совместно с сетью "Фест" в сентябре сделали книжное меню – теперь посетители могут купить издания, не поднимаясь из-за столика, – рассказывает Марьяна Савка. – И проект оправдал себя – книги хорошо продаются. Все-таки это нестандартный товар, и надо как-то стимулировать людей к его покупке". "Сегодня книги нашего издательства представлены в крупных сетевых супермаркетах ("Ашан", "Метро" и других) в неспециализированной рознице сходного ассортимента, например, среди детских товаров", – отмечает Мария Соломина. В "Ашане" и на заправках "ОККО" продает свои книги "Видавництво Старого Лева". Как отмечает г-жа Савка, такие проекты добавили издательству примерно 10% от общего объема продаж.

И хотя кризис еще не закончился и экономисты поговаривают о второй волне, издатели считают, что их антикризисная политика уже принесла свои плоды. По словам Красовицкого, "Фолио" сумело удержать свои продажи даже в сегменте художественной литературы, который пострадал сильнее других. А "Видавництву Старого Лева" удалось в этом году вдвое увеличить месячный оборот (примерно до 200 тыс. грн. в месяц) и впервые за всю историю своего существования выйти на прибыльность.

Наталия Гузенко,
Фокус