Разделы
Материалы

Почему люди летают. Полтавские предприниматели создают вертолеты на экспорт

Конструкторское бюро "Аэрокоптер" – единственное в стране частное предприятие, которое выпускает вертолеты и успешно продает их не только в Украине, но и за рубежом

В 30-х годах минувшего столетия бывший киевлянин Игорь Сикорский, который эмигрировал в США, создал новый тип вертолета. 70 лет спустя его дело продолжили земляки из Полтавы – военный летчик Игорь Политучий и авиаконструктор Александр Запишный. Они сконструировали и запатентовали единственный в Украине сверхлегкий двухместный вертолет – АК 1-3. Производство находится в Полтаве – большая часть комплектующих изготавливается на месте.
Авиаконструкторы основали компанию "Аэрокоптер" в 1999-м. И через год уже начали работу над собственным летательным аппаратом. 12 октября 2001-го первый опытный образец вертолета АК 1-3 поднялся в небо. Неофициально машину назвали "Санька" в честь погибшего в 2000 году Александра Запишного. Модель дорабатывали еще два года, и в 2003-м был готов второй экземпляр АК 1-3.

Политучий сделал ставку на универсальность: двухместный вертолет должен быть пригодным и для перевозки пассажиров, и для сельского хозяйства, и для геологоразведки. "Нашей целью было создать летательный аппарат, который будет максимально востребован", –
объясняет он.

Главными достоинствами летательного аппарата стали его небольшой вес (650 кг) и возможность заправлять автомобильным бензином. Конструкторы установили на АК 1-3 двигатель Subaru мощностью 156 лошадиных сил. Максимальная скорость, которую может развить украинский вертолет, достигает 186 км/час, а без заправки он может находиться в воздухе 2,2 часа. Цена в базовой комплектации составляет $150 тыс. Для сравнения: вертолеты Robinson аналогичного класса, которые заправляются авиационным бензином, в США стоят $230 тыс. а Schweizer – $290 тыс.

Но покупатели в очередь за полтавскими вертолетами не выстраивались, первый клиент появился лишь в 2005 году. "Это был частный аэроклуб из Франции, которому АК 1-3 понадобился для авиатуризма", – рассказывает Игорь Политучий. После этого дела пошли живее – пять вертолетов заказала компания из ЮАР. В этой стране такой транспорт сейчас в моде. Для улучшения продаж "Аэрокоптер" открыл торговое подразделение в Харькове. Появились и покупатели из Украины. Отечественными вертолетами обзавелись Кременчугский летный колледж, авиакомпания "Днепроавиа" и бизнесмен из Днепропетровска.

К 2008 году "Аэрокоптер" собрал и продал 20 вертолетов, его годовой оборот превысил $1 млн. А в 2009-м эксперты рынка оценили стоимость предприятия в $20 млн. Полтавского производителя решила купить компания из Арабских Эмиратов Perla Group International, но сделка не состоялась. Политучий говорит, что его не устроил инвестор.

Кризис не стал сильным потрясением для "Аэрокоптера". За три последних года он собрал и продал больше летательных аппаратов, чем за прошедшие 10 лет, и обзавелся собственными дилерами во Франции, России, Китае и Корее. Всего же полтавская компания продала уже полсотни своих вертолетов.

Сейчас предприятие Политучего и Запишного собирает по 10 вертолетов в год, но уже к 2012-му планирует удвоить производство. Для этого "Аэрокоптер" намерен приобрести новое оборудование.

Екатерина Крупий, Фокус