Разделы
Материалы

Украинские гостиницы: путь к трем звездам

Для проведения Евро-2012 УЕФА требует от Украины 370 тысяч гостиничных номеров. Сейчас в стране их только 54 тысячи, да и те в основном не соответствуют евростандартам

Работая региональным менеджером в компании "Джемини Эспрессо", Юрий Кривошеев часто путешествует по Украине. Останавливаться он предпочитает на съемных квартирах. "Конечно, я бы не отказался жить в гостинице, – говорит Юрий, – но условия, сервис и особенно цены в отечественных отелях оставляют желать лучшего. Да и найти гостиницу можно не всегда".

Не по карману
Действительно, проживание в четырех- и пятизвездочных отелях крупных городов Украины по карману далеко не каждому командировочному или туристу. Остаются гостиницы, доставшиеся в наследство от СССР, немногочисленные хостелы или съемные квартиры. А вот современных отелей среднего класса катастрофически не хватает. Если, например, в Италии, на 1000 жителей приходится 36,6 гостиничных места, то в Украине – лишь 2,6. "Нам нужно выходить хотя бы на 10 мест на тысячу человек", – считает Дмитрий Заруба, президент Ассоциации малых гостиниц и апартаментов Украины.

Добавляет жару и грядущий чемпионат Евро-2012. Чтобы достойно принять болельщиков, только в Киеве должно быть не менее 30 гостиниц категории "три звезды" и 10–12 – категории "четыре звезды". Сейчас в городе подобные отели можно пересчитать по пальцам, а более 60% всех столичных гостиниц построены 30–40 лет назад и не отвечают современным требованиям.

Согласно сложившейся мировой практике, не менее 70% туристов селятся в двух- трехзвездочные гостиницы. Но в Украине этот сегмент откровенно слаб. Их попросту не хватает, а те, что есть, в большинстве своем не отвечают заявленному классу.

По данным группы компаний FIM, общее число гостиниц в Украине достигает 1,2–1,3 тыс. Это, по сути, 54 тыс. номеров. Правда, пройти сертификацию и получить определенное количество звезд удалось немногим – таких отелей сегодня в стране всего 315. Из них трех звезд удостоились 128, двух – 63, а под одной звездой работают 73 отеля.

В итоге спрос на трехзвездочные гостиницы в Украине превышает предложение, как минимум, в полтора раза, и с каждым годом ситуация усугубляется. "Если рост предложения по гостиницам ежегодно достигает 5–7%, то спрос вырастает на 20%", – сказал Фокусу руководитель отдела аналитики консалтинговой компании "Канзас" Сергей Голуб.

200 подписей
Причин медленного увеличения номерного фонда – масса. Но главный виновник все же бюрократия, уверен Дмитрий Заруба. "Министерство экономики подсчитало: чтобы открыть гостиницу, необходимо собрать более 200 подписей – от момента регистрации предпринимателя и до категоризации на звезды. Но я думаю, что это еще не все разрешительные документы", – рассказывает он. В среднем только на сбор всех необходимых документов по многочисленным инстанциям уходит около двух лет. Для сравнения: в Норвегии зарегистрировать отель можно через интернет.

Отталкивает инвесторов и необходимость значительных первоначальных вложений, ведь на открытие отеля среднего класса уходит $20–30 млн. На сумму вложений сильно влияет спекулятивный интерес к земле, рост цен на которую автоматически повышает срок возврата инвестиций. По оценкам Сергея Голуба, инвестор может вернуть вложенный в развитие средней гостиницы капитал за 4–6 лет, но в некоторых случаях придется запастись терпением на десятилетие.

Жалуются отельеры и на отсутствие квалифицированного персонала. "Большинство специалистов, создающих небольшие гостиницы среднего класса, не имеют знаний и практического опыта управления таким объектом", – сетует президент компании Real Estate Solution Сергей Карамнов.

Новые конкуренты
Развитием отелей среднего ценового сегмента занимаются в основном частные предприниматели. По официальной статистике, 65% рынка отельного бизнеса занимают малые гостиницы. Специалисты говорят, что таких отелей намного больше и занимают они около 80% рынка. Это заведения до 50 номеров, чаще всего семейного типа, с постоянной клиентурой.

Сохранять невысокие цены при ограниченном номерном фонде малым отелям непросто. Тем более что все большую конкуренцию им составляют крупные сети гостиниц, которые собираются выходить на рынок. В частности, о собственной сети отелей задумывались в компании "ХХI век", кроме того, уже начато развитие сети "7 дней", которую курирует Clubhouse Group Holdings Игоря Баленко, совладельца сети супермаркетов "Фуршет". Компания намерена создать гостинично-развлекательные комплексы во всех регионах Украины. Отели в Киеве и Каменец-Подольском уже есть, в ближайших планах – Трускавец, Львов и Саки. В общей сложности до 2012 г. компания планирует ввести в эксплуатацию 4 тыс. номеров.

При этом новые малые и крупные современные отели стараются по возможности перенимать европейский опыт – на Западе есть чему поучиться. "В Европе заботятся о клиенте, а в Украине – только о своем кошельке, – сравнивает Юрий Кривошеев. – Да и соотношение цена – качество в Европе явно выше". Нарекания на никудышный сервис в отечественных гостиницах встречаются нередко. Потому-то многие клиенты предпочитают гостиницам обыкновенные квартиры.

Квартирный вопрос
Полутеневые квартирные агентства в Украине процветают – быстро снять квартиру можно практически в любом городе страны. Как правило, агенты навязчиво предлагают свои услуги прямо на вокзалах. Они готовы торговаться и даже организовать переезд до дома. Операторы гостиничного бизнеса признают: такие арендодатели – серьезные конкуренты гостиницам, особенно в городах, где основными постояльцами являются не отдыхающие, а командировочные. Ведь хозяева квартир могут предоставить даже такую специфическую услугу, как оформление квитанции о проживании с завышенной суммой, которую предприимчивому командировочному потом возместит его работодатель.

Но арендованные квартиры привлекают не только нечистых на руку работников. Юрий Кривошеев отмечает, что в большинстве гостиниц расчетный час – 12:00, а обратные поезда, как правило, идут вечером. "Вот и возникает проблема: куда деваться? То ли оплачивать еще сутки проживания, что весьма недешево, то ли таскаться с вещами. В квартире же все просто, всегда можно найти компромисс с хозяевами", – объясняет он. Кроме того, Юрия очень радует наличие кухни, что автоматически решает проблему питания.

Сутки в съемной столичной квартире обойдутся в 250 грн., в других крупных городах – около 200 грн. Это примерно соответствует цене проживания в гостинице среднего класса, а если поторговаться и поискать – можно найти варианты существенно дешевле мини-отелей.

Еще одним весьма серьезным конкурентом частных гостиниц среднего уровня остаются постсоветские "монстры". До сих пор практически в каждом городе осталась старая советская гостиница с ненавязчивым сервисом, примитивными номерами, иногда с удобствами на этаже. И хотя сервис в таких отелях оставляет желать лучшего, от отсутствия клиентов они не страдают.

Во-первых, чаще всего они расположены в центре города или недалеко от вокзала, во-вторых, к этим гостиницам многие привыкли, а в-третьих, цена проживания в них, как правило, относительно невысока.

Гол в свои ворота
Но даже если сейчас начать ремонтировать все постсоветские гостиницы и активно строить новые, за оставшееся до футбольного чемпионата время обеспечить всех болельщиков жильем невозможно. Положение могут спасти все те же квартирные агентства, всегда готовые предоставить сервис на любой вкус и кошелек.

А те гостиницы, которые все же успеют появиться вовремя и принять туристов, после Евро-2012 будут ждать реализации государственной программы по развитию туризма или искать собственные пути заманивания постояльцев. "Если инвестор строит гостиницу с пониманием того, что это постоянный бизнес, а не только проведение Евро, то этот отель будет заполнен всегда", – резюмирует Дмитрий Заруба.

Необычная ночевка
На Западе гостиниц куда больше, чем в Украине. Поэтому в борьбе за клиентов владельцы отелей готовы на любые эксперименты

Подводный
Jules’ Undersea Lodge
Кей-Ларго, Калифорния, США

Первый в мире подводный отель расположен в бывшей исследовательской лаборатории. Постояльцы могут попасть сюда только в акваланге, а их вещи – в непромокаемых контейнерах. Зато в номерах можно дышать свободно и пользоваться всеми привычными удобствами. Гостиница предназначена как для увлекающихся дайвингом, так и просто для любителей экзотики.
Капсульный
Capsule Hotel Fontaine Akasaka
Токио, Япония

Жизнь в таком отеле не для слабонервных. Каждый номер представляет собой капсулу площадью 2 кв. м, места в которой хватает только для того, чтобы сидеть, не касаясь головой потолка, или лежать, вытянувшись во весь рост. В каждой капсуле есть DVD-плеер, телефон, телевизор, будильник и кондиционер. Ну а «удобства», конечно же, в коридоре.
Ледяной
The Ice Hotel

Юккасъярви, Швеция

Каждый год эту гостиницу полностью отстраивают заново. Летом она попросту тает, ведь её стены, мебель и даже кровати собраны из ледяных блоков. Возле гостиницы есть ресторан, кинотеатр, художественная галерея и даже церковь – всё из того же материала. Спят постояльцы в пятиградусный мороз на оленьих шкурах, завернувшись в спальный мешок.
Обкуренный
The Hemp Hotel
Амстердам, Нидерланды

Многие туристы представляют себе Голландию прежде всего как страну, где легализована конопля. Хозяева «Конопляного отеля» решили не обманывать ожиданий постояльцев: только конопляного пива в гостиничном баре «Конопляный храм» вам предложат 11 сортов. Весёлое растение здесь присутствует везде – от интерьера номеров до блинчиков и мороженого.
Безумный
Propeller Island
Берлин, Германия

Здесь нет конопли, но, глядя на дизайн номеров, создаётся впечатление, что отель создавали любители «забить косячок». Немецкий художник Ларс Строшен и его друзья придали индивидуальное лицо каждой из 30 комнат. Получилось впечатляюще:здесь и номер, хаотично облицованный зеркалами, и комната в чёрно-белую клетку, и даже тюремная камера.

Владельцы украинских мини-гостиниц оформляют интерьер в форме двора викингов, оборудуют рестораны японской и тайской кухни, а также привлекают бесплатными услугами>>>