Полтора месяца работы по новым правилам обмена валют привели к закрытию каждого пятого обменного пункта и возродили черный валютный рынок
Со всей искренностью и красноречием пытаюсь убедить кассиршу в обменном пункте купить у меня доллары без паспорта: "Гривны закончились, только 100 долларов в кошельке, и паспорт, как назло, забыла. Даже домой ехать не на что". Она сопротивляется, говорит, что ее могут уволить, и в итоге советует: "Видите мужчину в зеленой шапке, подойдите к нему, он поможет".
Оборачиваюсь и вижу малоприметного парня, который, поймав взгляд, сразу направляется в мою сторону. "Могу купить за 780 (официальный курс в обменнике – 8,07 грн. за доллар. – Фокус). Паспорт не нужен". Соглашаюсь, пересчитываю деньги и отхожу. Практически сразу к нему подходит другой, столь же неприметный человек.
Через полтора месяца после введения Национальным банком новых правил обмена валют такие сцены стали типичными возле вокзалов, рынков и крупных транспортных узлов. "Появился новый теневой рынок, – констатирует глава Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко. – До паспортизации обмена физические лица и мелкие предприниматели покупали и продавали доллары легально, сейчас же мы фактически скатились до уровня Беларуси, где значительная часть рынка обмена находится в тени". В результате действий Нацбанка в Украине закрылся каждый пятый обменный пункт. При этом НБУ удалось сократить спрос на валюту лишь формально.
По оценкам экспертов, черный рынок валют в Украине только за октябрь вырос на сотни миллионов долларов. Люди попросту не хотят оставлять ксерокопии своих паспортов банкам, опасаясь как того, что информация об их транзакциях будет передана налоговикам, так и того, что нечистоплотные сотрудники затем используют их данные для получения кредитов. В результате в выигрыше остались теневые конвертационные центры и небольшие банки, которые, по словам участников рынка, зачастую участвуют в нелегальных обменах и операциях по отмыванию денег.
Бьют за спрос
Конец лета был для мировой экономики неспокойным периодом: долговой кризис в США, проблемы в Евросоюзе, падение фондовых рынков. В Украине люди реагировали на эти новости привычным с 2008 года способом – скупали валюту. Если в августе украинцы купили на $824,2 млн. больше, чем продали, то в сентябре – уже на $2 млрд. По словам директора департамента финансовых рынков АО "Эрсте Банк" Романа Бондаря, осенний период и конец года практически всегда характеризуется повышенным спросом на валюту. В этом году ситуацию усугубил отрицательный торговый баланс, причины которого – повышение стоимости импортируемых энергоносителей, снижение мировых цен на сталь и зерно.
Только после того, как в конце сентября НБУ обязал банки и обменные пункты требовать у клиентов паспорта, регулятор смог затормозить отток валюты из банков в карманы населения. По данным НБУ, среднедневной спрос на валюту сразу упал на 29,5%. "Нам удалось сохранить примерно 3 миллиарда долларов золотовалютных резервов. Поэтому считаем, что введение новых правил было оправданной мерой", – заявил представителям СМИ глава НБУ Сергей Арбузов. Многие, даже оппозиционные, политики и экономисты также поддержали решение Нацбанка. Позитивно отнеслись к нему и банкиры. По мнению директора департамента казначейства UniversalBank Сергея Пономаренко, требование предоставлять документ при обмене валют – незначительное ограничение. Тем более что ранее физлицо могло купить долларов на 80 тыс. грн., а сегодня – на 150 тыс. грн.
Однако не все последствия этого решения оказались позитивными. Практически сразу после вступления в силу директивы НБУ обменные пункты начали закрываться. Новые требования обязывали обеспечить каждый пункт не только ксероксом для копирования паспортов, но и отдельным каналом шифрованной связи, чтобы Госфинмониторинг мог отследить, не превышают ли ежедневные покупки валюты того или иного гражданина установленный лимит. Приобретение такого оборудования делает невыгодной работу обменников. Как рассказал Фокусу казначей банка "Национальный кредит" Василий Невмержицкий, стоимость открытия одной точки – 50 тыс. грн., ее содержание – примерно 10 тыс. грн. в месяц. Чтобы выйти на прибыльную деятельность при сегодняшней марже в 2 копейки, обменный пункт за месяц должен купить и продать не менее $500 тыс.
Неудивительно, что только в Киеве закрылось примерно две тысячи обменников, а это, по оценкам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, около 20% всех существующих пунктов. НБУ официальных данных Фокусу в течение недели так и не предоставил.
Общество анонимных
Закрытие обменных пунктов – не самая большая проблема для потребителей. В конце концов, по подсчетам "Простобанк консалтинг", в Украине на сто тысяч человек приходится 42–43 филиала или подразделения банков. И этого вполне достаточно для удовлетворения потребностей в обмене валют.
Другое дело, что не все покупатели долларов или евро готовы позволять снимать копию со своих паспортов. "Физические лица, особенно представители малого или среднего бизнеса, боятся, что доступ к информации об обменных операциях получат контролирующие органы, – рассказывает Сугоняко. – Та же налоговая, которая может воспользоваться полученными данными и прийти с проверкой". Пугает украинцев и то, что предоставленные ими паспортные данные могут быть использованы банковскими работниками для махинаций, например, для получения кредитов.
Возможность сохранения анонимности при покупке или продаже валют украинцам предоставляют не только менялы, но и интернет. С начала октября на различных форумах стали появляться объявления "Куплю доллары или евро без паспорта". Посредникам предлагают от 10 до 100 грн. с каждой сотни долларов. "Не хочу, чтобы в налоговой знали, какую сумму я меняю. Хватит того, что там хотели заставить вахтеров в домах шпионить за жильцами", – говорит Фокусу один из покупателей валюты киевлянин Сергей.
Посредниками в теневых операциях обмена, как удалось установить Фокусу, нередко выступают сотрудники банков или обменных пунктов, которые используют паспорта знакомых и просто случайных людей, согласившихся предоставить копию документа за вознаграждение. По словам источников, за крупными операциями по обмену стоят небольшие банки, которые действуют как конвертационные центры. И возможностей заработать на теневом обмене у них появляется все больше.
Ведь, несмотря на то, что по оценкам НБУ в октябре население стало покупать меньше валюты, данные отдельных банков говорят об обратном. "Объем продаж валюты населению VAB Банком в октябре вырос, – утверждает начальник Управления денежных и валютных рынков VAB Банка Наталья Шишацкая. – Думаю, здесь сработал чисто психологический фактор: как только вводят какие-либо ограничения, тут же поднимается спрос на услугу с тем, чтобы сделать запасы валюты на случай, если требования ужесточат еще больше".
Желающих сдать валюту в банки, напротив, становится меньше. По официальным данным в октябре украинцы сдали всего $1 млрд. – абсолютный минимум по итогам года.
Разницу между объемом долларов, купленных в октябре и сентябре, которую НБУ называет своей победой, эксперты склонны считать свидетельством беспрецедентного роста черного рынка валют. "Разница – 1,4 миллиарда долларов. Из них 310 миллионов вернули в банки на депозиты, – подсчитывает Охрименко. – Остается 1,1 миллиарда. Даже если тень меньше 50%, все равно мы получаем рост теневого сектора на 550 миллионов". А рост черного валютного рынка влияет не только на международную репутацию Украины и на количество финансовых злоупотреблений. По мнению Александра Сугоняко, из-за тени официальная экономика терпит убытки, количество денег, поступающих в бюджет, уменьшается. Кроме того, падает доверие к НБУ и банковской системе в целом, а это значит, что при первых же симптомах кризиса может начаться паника, и люди станут выводить деньги из экономики еще активнее.
Наталия Гузенко, Фокус