Превращая офисных сотрудниц в загадочных звезд немого кино и роковых красавиц в стиле pin-up, Алексей Галушков создал бизнес с рентабель-ностью в 50%
В начале своей карье-ры Алексей Галушков зарабатывал на продаже предметов старины, но со временем научился продавать винтажные образы. Уроженец Днепропетровска много лет работал актером, режиссером, коллекционировал антиквариат и старинные фотографии. Благодаря полученному опыту он открыл собственную студию и научился создавать фото, которые почти невозможно отличить от оригинальных снимков конца XIX века. Сейчас "РетроАтелье" – стабильный бизнес, приносящий его создателю до полумиллиона гривен годового дохода.
По словам Галушкова, еще занимаясь антиквариатом, он сразу угадывал, станет ли человек, зашедший в магазин, его клиентом. "Для одних предметы старины были "товаром б/у", для других – способом уйти от обыденности, которая их окружает, – рассказывает он. – С фотографией так же: человек ностальгирует по временам, в которых никогда не был". При этом приверженность к ретро не зависит от профессии или материального положения –
увидеть себя в образах людей, живших сто лет назад, стремятся как предприниматели и звезды шоу-бизнеса, так и бухгалтеры и белые воротнички.
Режиссерский замысел
Чтобы начать собственный бизнес в 2000 году в Днепропетровске, Галушкову понадобилось немного – фотокамера, декорации и гардероб для будущих моделей, укомплектовать который для антиквара не составило большого труда. Над созданием фотографий трудились шесть человек: фотограф, оператор, стилист-визажист и два фоторедактора, работающих в Photoshop.
Свою работу Алексей считает сродни режиссерской. "Приходит человек, который никогда не лицедействовал, и за короткое время его нужно заставить это делать, – отмечает он. – Мы не просто обряжаем его в одежды, нужно, чтобы это выглядело живым и соответствовало своему времени".
Вначале работы Галушкова появлялись лишь на профессиональных сайтах для фотографов. Но после запуска соб-ственного сайта "РетроАтелье" круг клиентов расширился, стали поступать заказы из других городов и от зарубежных поклонников старинной фотографии. Мастер все чаще проводил съемки в Киеве и в конце концов решил перевести свою фотостудию в столицу. "Днепропетровск – не очень винтажный город", – объяснил предприниматель свое решение. В Киеве Галушков работает уже почти три года. За месяц в его студии проходит 8–10 съемок, стоимость одной – около 2800 грн.
"РетроАтелье" предлагает работы в достаточно широком диапазоне – от середины XIX до середины XX века, но заказчику нужно точно выбрать время стилизации. "Каждое десятилетие имеет свои тонкости и оттенки, – говорит руководитель студии. – Мы меняем одежду, прическу, и в итоге получается пять характеров-образов".
Правда, бывают и крупные съемки, когда нужно воспроизвести несколько разных эпох. Студия также занимается созданием образов литературных героев. Недавно "РетроАтелье" закончило работу над проектом для УкрСиббанка – календарем, для которого было создано 13 образов из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". По словам Алексея Галушкова, работа над такими большими проектами занимает много времени. Только на подготовку уходит два месяца, плюс месяц на саму съемку и еще два – на обработку. "Это, конечно, не кино. Но в таких проектах задействовано много людей. Здесь более требовательное отношение к подбору и пошиву костюмов, к созданию образов и кастингу", – рассказывает Галушков. Правда, и платят гораздо больше, чем за простую съемку. В год "РетроАтелье" получает два-три таких заказа.
Продавать прошлое
Ретросъемкой занимаются многие фотографы, но не всем удается превратить это хобби в бизнес. "Немало фотографов пробуют работать в жанре ретро, у каждого есть пара таких работ, – утверждает Ростислав Кондрат, секретарь правления Национального союза фотохудожников. – Но лишь единицы занимаются ретроискусством, среди них – Алексей Галушков. Этот жанр присутствует в салонах и на выставках, но массовой популярностью он не пользуется".
Главная сложность при работе с ретрофотографией – создать ощущение достоверности. Алексей Галушков доволен результатом лишь в том случае, когда непосвященные верят в то, что его фотография действительно старинная. "Когда-то я прочитал первый роман Акунина, писатель еще не был известным. Я думал, что это автор XIX века. Когда понял, что это современное произведение, то поразился степенью стилизации. Именно это отличает настоящего мастера", – делится секретом Галушков.
Несмотря на отсутствие массового спроса, заниматься ретрофотографией выгодно – любители этого жанра есть и будут всегда. По словам Алексея, рентабельность его бизнеса составляет около 50%. Годовой доход "РетроАтелье" – около 500 тыс. грн. И, по мнению экспертов, мог бы быть и выше, если бы руководитель фотостудии предпринимал больше усилий для продвижения своих работ.
"Несмотря на то, что ретро – нишевое направление, доля которого в общем объеме съемок незначительна, спрос на него растет вместе с ростом популярности фотоуслуг в целом", – утверждает Наталия Волк, управляющий партнер Studio1, самой большой фотостудии в Украине.
Рост рынка фотоуслуг эксперты связывают и с растущей популярностью социальных сетей. "Сейчас уже никого не удивить фотоотчетом о проведенном отпуске. Женщины хотят выделиться, заказывают профессиональные фотосессии, в том числе ретросъемки", – говорит Алексей Галушков.