Разделы
Материалы

Механизм формирования доходов гарантийного фонда изменится

Депутаты решили позволить Фонду гарантирования вкладов физических лиц самостоятельно устанавливать сумму максимального возмещения вкладчикам обанкротившихся банков

Вчера парламентский комитет по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики утвердил поправки к законопроекту "О системе гарантирования вкладов физлиц". Документ, принятый в первом чтении в декабре, наделяет фонд полномочиями проведения временного администрирования проблемных банков и их ликвидации, пишет Коммерсантъ-Украина.

Среди значительных изменений в документе является то, что максимальную сумму возмещения будет устанавливать административный совет фонда. Сейчас размер возмещения в 150 тыс. грн определен ст. 3 закона "О Фонде гарантирования вкладов физических лиц" (ФГВФЛ). Исполнительная дирекция фонда сможет "устанавливать специальный или дифференцированный сбор в фонд в зависимости от рисков банков". Депутат Юрий Полунеев предложил, чтобы админсовет ФГВФЛ утверждал решение о дифференциации отчислений банков, а размер сборов будет рассчитываться "путем взвешивания базовой годовой ставки".

Парламентарии попытались обезопасить фонд от снижения платежеспособности. "Минимальный объем средств фонда не может быть ниже 2,5% от суммы гарантированных фондом средств вкладчиков в пределах суммы возмещения с учетом суммы сборов с участников, которые должны поступить на протяжении следующего квартала,— отмечено в проекте.— При условии достижения минимальной границы или риска существенного уменьшения минимального объема средств фонда меньше обозначенного выше уровня, фонд имеет право применить меры для пополнения средств". На 1 января объем средств ФГВФЛ составлял 4,82 млрд грн, тогда как депозиты физлиц в банках превышали 307 млрд грн. Ликвидатор должен будет составлять список вкладчиков, которым положено возмещение не за 20 дней, а за 3 дня. Начать выплаты он должен не позднее 7 дней с принятия решения о ликвидации банка, а не через 2 месяца, как было в первой версии законопроекта.

Эксперты поддерживают идею дифференциации банков, но считают, что такая методика должна быть публичной.