Уловив растущий спрос на экологическую продукцию, Юрий Дубровский создал бизнес по производству деревянных игрушек с рентабельностью 50%
Хочешь сделать хорошо — делай для себя. Когда у киевлянина Юрия Дубровского, социолога по образованию, родился ребенок, он понял, что не хочет покупать игрушки — "всех этих пластиковых китайских роботов", в изобилии представленных в магазинах. И сам взялся решить проблему.
Игрушки Дубровский делает только из натуральных материалов по старинным технологиям, которые изучил по книгам и с помощью ремесленников из киевского музея Пирогово. "Мы не используем химические красители, цветовой эффект достигается за счет сочетания семи различных пород древесины", — рассказывает мастер. Вместо лака игрушки покрываются особым безопасным для детей составом из льняного масла, трав и других природных компонентов. Предложение Дубровского оказалось актуальным для родителей, опасающихся, что фабричные пластмассовые изделия могут нанести ребенку вред, и он смог превратить хобби в успешный бизнес.
За деревом дерево
Компанию "Древосвет" Дубровский основал в 2005 году как творческую мастерскую. Для ее открытия понадобилось около $2000. Начинали всего с тремя мастерами. Сегодня игрушки под маркой "Древосвет" изготавливают в трех больших мастерских — под Киевом, в Черниговской области и в Закарпатье. А годовой оборот компании превышает 250 тыс. грн. Несмотря на изменившийся масштаб деятельности, "Древосвет" не стал похожим на китайскую фабрику. Большинство операций выполняется вручную. В общей сложности компания сейчас производит 15 тыс. изделий в год.
Вместе с Дубровским в разработке игрушек участвуют профессиональные дизайнеры и педагоги. Мастера "Древосвета" воссоздают и старинные игрушки, но такие имеют спрос скорее в качестве сувениров.
"Основной принцип изготовления игрушки, который использовался в древности, состоит в том, что она должна создавать образ в общем, но не иметь конкретного значения", — рассказывает Дубровский. Например, кукла с нарисованным лицом, выражающим определенную эмоцию, дает ребенку возможность только для одной игры. Если же образ неконкретен, не завершен, то малыш может домыслить недостающее, увидеть в игрушке что-то новое. Так развивается творческое начало, считает Юрий Дубровский. В этой концепции отказ от использования красок логичен: пусть ребенок додумывает или раскрашивает сам.
Хотя неокрашенные игрушки выглядят не так ярко и празднично, как цветные аналоги, на них есть спрос, говорит Виталина Дворовенко, владелица интернет-магазина детских игрушек "Містечко мумітролів". "Родители охотно покупают не просто деревянные игрушки, а именно неокрашенные, чтобы была видна структура дерева", — подчеркивает Дворовенко. В ее магазине наибольшей популярностью пользуются кубики, деревянные машинки и юлы.
"Древосвет" поставляет свою продукцию не только в интернет-магазины, но и в офлайновые детские сети и магазины органической продукции. А еще продает организациям, занимающимся воспитанием. Так, игрушками "Древосвета" сразу заинтересовались специализированные детские сады Вальдорфской школы и школы Монтессори.
Высокий спрос на деревянные игрушки Дворовенко связывает с модой на органическую и экологичную продукцию. Люди ищут альтернативу ширпотребу, которым забиты полки магазинов. Например, киевский дизайнер Наталья Савченко, покупая подарок на день рождения своему трехлетнему крестнику, из соображений безопасности остановила свой выбор на деревянном конструкторе и не прогадала — подарок понравился ребенку.
Свободная ниша
Рентабельность "Древосвета" составляет около 50%. По словам Дубровского, спрос на продукцию фирмы не снизился даже в кризис. Слабо влияет на него и сезонность, разве что под Новый год наблюдается всплеск.
Наибольшей своей удачей бизнесмен считает то, что ему удалось найти команду единомышленников. "Самое важное в этом деле — правильно подобрать людей", — утверждает он. Отыскать мастеров, которые любят и умеют делать игрушки, — непростая задача, и за последние несколько лет состав работников сменился уже несколько раз.
Конкурентов у "Древосвета" в Украине почти нет. Развивающие игрушки делают всего несколько мастерских. Многие магазины продают импортные деревянные игрушки из Франции и Германии, некоторые заказывают их на фабриках в Китае. Но цены на импортную продукцию в разы выше, чем у Дубровского. Кроме того, "Древосвет" выделяется среди прочих производителей деревянных игрушек тем, что не использует краски и лаки.
Дубровский уверен: его продукция могла бы пользоваться спросом и на рынках соседних стран. "Хотелось бы больше продавать на экспорт, — говорит бизнесмен. — Сейчас мы поставляем небольшие партии в Россию, Белоруссию, Литву, Латвию и Молдавию". Были попытки сотрудничать с японской компанией, но "Древосвет" оказался не готов выпускать такие крупные партии, как хотели японцы.
Бизнес, построенный Дубровским, вообще сложно масштабируется: приобретя промышленный размах, он почти наверняка потеряет связь с ремесленной культурой, в которой сейчас прочно укоренен.
Ирина Гамалий, Фокус