Сюжет дня. Последний козырь: Власть начала оценивать украинскую ГТС
Нафтогаз начал процедуру оценки газотранспортной системы Украины, озвучена и первая цифра возможной стоимости ГТС. Впрочем, эксперты считают, что назвать более-менее точную цену стратегического актива страны можно будет только после проведения тщательного аудита, и то цифра будет сомнительной, поскольку реальная стоимость ГТС - это сумма, за которую ее могут купить
Оценивать стоимость активов системы магистрального трубопроводного транспорта газа Украины, в том числе подземных хранилищ газа и объектов инфраструктуры будет одна из четырех компаний, подавших заявку на участие в конкурсе. 27 февраля тендерный комитет озвучил их названия: предприятие "Томас & Симонова" (Киев), компании "Дафф энд Фелпс" (Нью-Йорк), "Бейкер Тилли Украина ЭК" (Киев) и "Эрнст энд Янг "(Киев).
Уже 28 февраля украинские СМИ назвали и первую цифру возможной стоимости украинской ГТС - $61 млрд, как утверждает член Американского общества оценщиков, член Института оценки США Людмила Симонова.
По ее словам, оценка системы была осуществлена с помощью двух основных подходов - затратного и доходного. Затратный подход позволяет определить стоимость путем расчета затрат на дату оценки, которые необходимо понести для строительства аналогичной новой ГТС, за вычетом износа, обесценившего активы с момента ввода их в эксплуатацию. Доходный подход основан на превращении доходов, которые могут быть получены в будущем от эксплуатации активов, в его стоимость.
Тем не менее, эксперты считают, что озвученная Симоновой цифра предварительная и на данном этапе очень трудно сказать, насколько она соответствует действительности. "Процесс оценки не завершен. Комментировать предварительные цифры мне бы не хотелось", - сказал Фокус.ua член парламентского комитета по вопросам экономической политики, регионал Алексей Плотников.
Вторит ему заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев. "Все предварительные оценки, на мой взгляд, гарантированно не соответствуют действительности. Все будет определено только после аудита, после того, как Нафтогаз раскроет свои тайны, активы. Все остальное - это спекуляции. Должно быть озвучена цифра, полученная по результатам аудита оценщиков, определенных на основании конкурса. И то, это будут сомнительные результаты, учитывая, что оценку заказывает та компания, которая, собственно, и оценивается", - объяснил Фокус.ua эксперт.
Один из немногих, кто осмеливается называть цифры - заместитель главы парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, бютовец Михаил Волынец. "$200 млрд. Эту цифру уже озвучила Юлия Тимошенко со ссылкой на экспертов, когда протестовала против передачи ГТС в чужие руки", - заявил Фокус.ua нардеп.
Ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко, в свою очередь, уверен, что реальная стоимость ГТС - это та сумма, за которую ее смогут или захотят купить. А проведение каких-либо оценок без продажи бессмысленно.
"ГТС невозможно оценить. Это все иллюзия. Товар стоит столько, сколько за него дают денег. Можно оценить и в $500 лмрд, а купить могут за совсем другую стоимость. На сегодня ГТС как и Нафтогаз стоят мало из-за слабого корпоративного правления компанией. Компания в убытках, долгах. Для того, чтобы ее продать, нужно ее очистить от убытков, реформировать полностью весь энергетический сектор, потом провести соответствующую процедуру выхода на IPO и тогда рынок даст оценку компании. Но для этого нужна серьезная работа, а можно пойти по простому пути - оценить в $61 млрд или другую сумму, но ее все равно никто за такие деньги не купит", - отметил в комментарии Фокус.ua эксперт.
По заявлениям Нафтогаза, продавать украинскую ГТС пока никто не намерен. "Мы не собираемся торговать своей газотранспортной системой, мы хотим обеспечить ее жизнедеятельность на далекую перспективу, сохранить статус национального достояния, сделать ее экономически рентабельной. Оценка ГТС позволит в перспективе создать работающий высокорентабельный бизнес-проект, который деполитизирует вопросы ее использования, а такая экономическая модель лишит украинскую газотранспортную систему от политических спекуляций", - утверждает заместитель председателя правления компании Вадим Чупрун.
На этом же настаивают и в провластной Партии регионов. "Естественно, никто не будет продавать ГТС, об этом уже неоднократно говорилось. Что касается самого факта оценки – она нужна для создания газотранспортного консорциума (Украина – Россия – ЕС, ред.). Это логично. В любом случае за годы независимости такая оценка не проводилась, а с точки зрения учетности, эту цифру хорошо бы знать", - подчеркнул Алексей Плотников.
Независимый эксперт в сфере энергетики Владимир Сапрыкин считает, что оценка ГТС нужна и с точки зрения проведения реформ энергетического комплекса. "Оценка может делаться с точки зрения реформирования НАК "Нафтогаза", чтобы вывести газотранспортные предприятия, провести реформирование. И в перспективе это отправная точка для переговоров с Россией по поводу создания возможного газотранспортного консорциума", - объяснил он Фокус.ua.
На консорциум Фокус.ua указал и заместитель директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины Владимир Сиденко. И добавил, что стоимость компании нужно знать в случае привлечение средств через фондовый рынок: "Чтобы выпустить ценные бумаги должна быть оценка, иначе инвесторы не будут покупать эти бумаги".
Геннадий Рябцев в контексте проведения оценки говорит об инвестициях. "ГТС будет акционироваться. После реформирования НАК "Нафтогаза" в отдельную составляющую будет выделена транспортная компания, которая будет нуждаться в инвестициях. А любой инвестор должен знать, сколько стоит компания", - сказал Фокус.ua эксперт.
А вот Михаил Волынец из БЮТ утверждает, что, несмотря на заявления руководства Нафтогаза, власть рассматривает вопрос продажи ГТС и именно этим объясняет начавшийся процесс оценки системы.
"Экономический кризис в Украине совпал с мировым кризисом, плюс политический кризис, плюс выборы в Верховную Раду, плюс Евро-2012, плюс разгул коррупции и рейтинговые потери власти, поток инвестиций сошел на нет, отрицательный торговый баланс, плюс испорченные отношения с ЕС, сложные отношения с Россией. Поэтому с одной стороны власти хочется продать ГТС, а с другой - страшно. Потому что есть оппозиция, которая критически реагирует на решения власти. Оценка - это такой маневр: мы не хотим, но в то же время готовимся к тому, чтобы сдать ГТС", - заявил политик назвал ГТС "единственным козырем, оставшимся у Украины".
Напомним, в начале 2012 года Россия оценила украинскую ГТС в $20 млрд, но украинская сторона заявила, что эта цифра занижена, как минимум, в 2 раза.
В Верховную Раду уже несколько раз вносился законопроект о приватизации газотраспортной системы, однако ни разу депутаты так и не приступили к его рассмотрению.
Евгения Вецько, Фокус.ua