Пальцем в небо. Студенты КПИ создали успешный бизнес по разработке программ для iPhone и iPad
Студент КПИ с товарищами создал успешную аутсорсинговую компанию по разработке программ для iPhone и iPad с годовым оборотом около $500 000
Всего шесть лет назад Павел Башмаков делил с товарищами комнату в обычной общаге киевского политеха, жил на стипендию и деньги родителей. На четвертом курсе Павел и его однокурсники Саша Тищенко и Дима Карамшук начали разрабатывать софт, мечтая, что после окончания вуза не будут работать на чужого дядю, а создадут свою компанию. Название было придумано боевое. Ребята сократили слова stand and fight ("встань и сражайся") из песни Heart Of Steel хеви-метал группы Manowar.
Первую программу для iPhone Stanfy сделали в конце 2008 года по заказу своего первого же крупного клиента. "Нам очень понравилась идея сенсорного экрана, акселерометра, классных карт и определения местоположения по Wi-Fi", — рассказывает Башмаков о впечатлении от сенсационного по тем временам устройства.
Партнеры решили сосредоточиться на разработке приложений для устройств Apple и не прогадали: этот рынок бурно рос. Он и более стабилен, чем рынок приобретших популярность Android-устройств, на которые можно с легкостью устанавливать взломанные, а соответственно — бесплатные, приложения. Кроме того, портрет пользователя приложений Stanfy, по мнению Павла, совпадает с портретом владельцев гаджетов от Apple: это обеспеченные люди и гики, которые могут себе позволить купить iPnone.
Благодаря ставке на устройства Apple Башмакову и его товарищам удалось быстро развить свой проект из студенческой подработки в полноценную компанию с годовым оборотом около $500 000.
Лабораторная работа
Если основатели Apple Стив Джобс и Стив Возняк создали свой первый компьютер в гараже, то для начинающих предпринимателей таким гаражом была университетская лаборатория. В 2005 году ребята запустили сайт-визитку, на котором разместили свои лабораторные работы.
Стартового капитала у троицы не было. Если не считать собственного компьютера, $5 в месяц на хостинг и $50 за домен. Через интернет-ресурсы для фрилансеров они начали искать клиентов в США. За свой труд просили смешные деньги — $40 в день. Но заработать $300 студентам удалось только через полгода после начала поисков.
Первая крупная работа, полученная Stanfy, была для Crazymenu.com — американской социальной сети для любителей поесть в ресторанах. Параллельно ребята сделали несколько проектов для компании "Астелит" (GSM-оператор мобильной связи Life :)).
Американские стандарты качества стали для молодой команды эталоном. Башмаков уверен, что новичку в Украине научиться качественно работать сложно. "То, что делали в Украине другие, нам не нравилось. И мы решили делать лучше, — говорит молодой человек. — Нас муштровал заказчик из США. И это была лучшая школа".
В основном Stanfy разрабатывает приложения на заказ, а не свой продукт. Хотя в компании есть специальный отдел, в котором три человека занимаются собственными разработками. Stanfy как-то потратила немало времени, чтобы создать игру для iPhone, но она не принесла денег, поэтому аутсорсинг остался приоритетным направлением бизнеса. "Мы делали промокампанию, но допустили ряд ошибок при публикации игры. У нас было мало времени, чтобы этим заниматься, — объясняет неудачу Башмаков. — Потом нужно было модифицировать игру, постоянно ее улучшать, искать другие варианты и механики игры. На это тоже тогда не было времени".
Период роста
В 2010 году, по информации "Укртелекома", в мобильной сети Utel было зарегистрировано 10 000 планшетов iPad. Официальные продажи гаджета в Украине тогда даже не начались. С ростом популярности устройств Apple в Украине начался и период бурного развития Stanfy.
За 2011 год компания удвоила свой штат — с 22 до 45 человек. Пришлось даже нанять финансового директора. Выросло и количество отделов. Но львиная доля сотрудников по-прежнему трудится в отделе разработки — проект-менеджеры, программисты (iOS, ndroid, HTML 5, Java), дизайнеры, тестировщики. Профессионалов стараются удержать классическим методом — регулярно повышая зарплату. Кстати, зарплата самого Башмакова — до $2000 в месяц, меньше, чем у его программистов. "У нас за все время не ушел ни один человек, которого мы бы хотели удержать", — доволен собой основатель компании.
Правда, один из его партнеров, Дмитрий Карамшук, уехал в Италию и сейчас учится, чтобы получить степень Ph.D. Зато третий основатель фирмы, Саша Тищенко, до сих пор работает в команде на должности технического директора.
Выхода Stanfy на прибыльность Башмаков ожидает в этом году. "Стратегия компании была нацелена не на заработки, а на рост, — объясняет он.— И хоть в 2011 году наш оборот составил $500 000, прибыли не было". Он гордится тем, что его компания ни от кого не зависит. Говорит, что одалживали деньги только один раз — пять лет назад у знакомых, когда необходимо было обновить технику.
Клиент всегда прав?
За все время своей работы Stanfy создала около 60 приложений, большинство из которых публикуется не от имени компания, а от имени клиента.
Клиентура Stanfy в основном находится за границей — на страны Запада приходится 40% заказов, на Россию — 35%. Украина с долей около 25% занимает в доходах Stanfy третье место. Ключевыми для Stanfy рынками ее основатель считает США, Данию, Польшу и Нидерланды.
Западные заказчики Башмакову нравятся больше местных — они лучше понимают, зачем им мобильное приложение. Оттого торгуются разумнее. Отечественные же часто ссылаются на то, что кто-то предлагает сделать работу дешевле. "Мы отвечаем клиенту: да, мы в курсе, что можно найти дешевле, — говорит основатель Stanfy. — Но я изучал британский рынок. Там одно и то же описание проекта может быть оценено как в 5000 фунтов, так и в 150 000 фунтов".
По словам Максима Ищенко, основателя и руководителя проекта DOU.ua, крупнейшего украинского сообщества разработчиков, Stanfy — лидер рынка, и его цены действительно выше, чем у других. Но конкуренты тоже не дремлют. Среди серьезных соперников Stanfy — столь же стремительно растущие компании Fugo и Dev iQ. У первой в портфолио 30 приложений, а Dev iQ заявляет, что сделала 78 релизов только за последний год.
"Судя по количеству обращений в нашу компанию, существует отчетливый интерес к мобильной разработке от компаний в Украине, - отмечает директор Dev iQ Юрий Лебедь. Однако множество приложений так и остаются нереализованными, поскольку клиенты не готовы сейчас платить несколько тысяч долларов за разработку.
Однако, говорит Ищенко, в Украине производится на порядок меньше мобильных приложений, чем в России, и на все три порядка меньше, чем в США. А значит, у таких компаний, как Stanfy, есть возможности для дальнейшего роста. В том числе в области разработки соб-ственных продуктов, когда на них удастся выкроить время.
Вячеслав Веремий, Фокус