Депутаты велели разбавлять бензин биоэтанолом. Борьба за экологию и евростандарты может обернуться проблемами для автолюбителей и новым витком коррупции
Украина скоро станет чуть больше похожа на Бразилию. 20 июня Верховная Рада приняла закон о добавлении в бензин биоэтанола — спирта, широко используемого в латиноамериканской аграрной державе в качестве автомобильного топлива.
Переход на модное нынче биотопливо пройдет постепенно. В 2013 году депутаты лишь рекомендуют, а не обязывают добавлять в бензин 5% биоэтанола; в 2014–2015 гг. эта доля станет обязательной, а с 2016-го — вырастет до 7%. Сам по себе этанол угрозы для автомобильных двигателей не несет, а для экологии менее вреден, чем традиционный бензин. Но на коррумпированном украинском рынке, изрядная доля которого находится в тени, благое дело может привести к неприятным последствиям.
Сахарозаменитель
На бразильских заправках встречается как обычный бензин с добавлением 20% этанола, так и стопроцентное биотопливо. Но заправлять чистым этанолом можно только машины со специально адаптированными двигателями, которых в Украине пока нет. Поэтому украинские депутаты решили начать с малого.
На вопрос "зачем это нужно?" есть несколько ответов. Во-первых, использование спирта уменьшит зависимость страны от импорта нефти. Во-вторых, загрузит предприятия агропромышленного комплекса. "Кроме того, добавление биоэтанола благоприятно скажется на экологии городов — снизит выбросы вредных веществ в атмосферу", — говорит Андрей Чередников, директор Азовской нефтяной компании и глава комитета моторного биотоплива Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива Украины (АПЭУ).
"Сейчас в бензин для повышения октанового числа и улучшения сгораемости добавляют присадки — продукты нефтехимии, — объясняет директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. — Биоэтанол — более "здоровый" аналог этих присадок. Суть топлива не меняется: это как в чай добавить сахарозаменитель вместо сахара".
Сладкое топливо
Цена вопроса — $250–300 млн. В такую сумму оценивает объем нового рынка для производителей этанола аналитик инвестиционной группы "АРТ Капитал" Станислав Зеленецкий. "В основном нововведение призвано создать рынок сбыта для двадцати спиртзаводов, входящих в госконцерн "Укрспирт", которые планируют приватизировать и которые могут быть переоборудованы для производства биоэтанола в кратчайшие сроки", — объясняет аналитик.
Сырьем для биоэтанола может служить множество растительных продуктов: к примеру, бразильцы производят топливный спирт из сахарного тростника, американцы — из кукурузы. В Украине же наиболее логично использовать сахарную свеклу, а точнее — отходы ее переработки, так называемую мелассу. Среди других потенциальных "топливных" культур называют кукурузу и рапс.
Эксперты едины во мнении, что отечественные предприятия способны полностью покрыть потребности украинского рынка. "Предприятия, входящие в состав "Укрспирта", планируют достичь производства биоэтанола на уровне 200 000 тонн в год уже в 2013 году, — рассуждает аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Роман Дмитренко. — Учитывая, что в 2011-м потребление бензина в Украине составило 4,29 млн тонн, планируемые объемы производства "Укрспирта" смогли бы обеспечить требуемое законом обязательное содержание биоэтанола в бензине".
Не в коня корм
Впрочем, рядовых автолюбителей больше волнуют не перспективы агрорынка, а банальный вопрос: не опасно ли заливать "это" в свой бензобак? Отечественные автодилеры пока изучают вопрос, а потому единого мнения о вреде или пользе нового топлива пока нет.
Максим Хомяк, директор департамента маркетинга и рекламы компании "Торговый дом – НИКО", официального импортера Mitsubishi Motors в Украине, утверждает, что продаваемые его компанией автомобили готовы к возможным нововведениям: мол, японский производитель заблаговременно позаботился о соответствии новому тренду в топливе. "Согласно нормативной документации Mitsubishi Motors Corporation допускается применение смеси бензина с этанолом в пропорции до 10% этанола без модернизации двигателя и топливной системы автомобиля", — объясняет Максим Хомяк. Эксперт уверяет, что периодичность техосмотра машин и гарантийные обязательства на них останутся при этом неизменными.
Но не все его коллеги так оптимистичны. "Есть законопроект, а есть устройство автомобиля, — говорит PR-координатор компании "Ниссан Мотор Украина" Владимир Иванов. — У бензина и спирта разная детонация, и многие иномарки, которые продаются в Украине, к такому топливу не адаптированы". По словам Владимира Иванова, о конкретных мерах пока говорить рано. "Но пересмотр гарантийных сроков на автомобили однозначно будет", — полагает он.
Смешай сам
Украинские автодилеры чувствительны к проблемам с плохим топливом, замечает Куюн. "Обычно при первой же поломке клиент приходит к ним с претензией, что ему продали плохую машину, — рассказывает он. — Если же в ответ услышит, что на самом деле плохая не машина, а топливо, он разозлится еще больше, сочтя это отмазкой".
Эксперт утверждает, что опасения дилеров хоть и преувеличены, но не беспочвенны: сам по себе биоэтанол в небольших дозах безопасен для двигателей, но только на цивилизованном, грамотно контролируемом рынке топлива. "Спирт — это химически агрессивное вещество, работа с которым требует профессионализма и выдерживания технологий", — объясняет Куюн.
Формально депутаты учли эти риски. Согласно новому закону перечень фирм, которые получат право производить биоэтанол и смешивать его с бензином, определяется правительством по представлению Министерства энергетики и угольной промышленности. Андрей Чередников из Азовской нефтяной компании считает, что подобный контроль производителей "исключит возможность некачественного производства таких бензинов и сделает невозможным его фальсификацию". Но Куюн не вполне с ним согласен. "Сейчас 30% украинского рынка — теневые производители, делающие так называемую бодягу, — объясняет он. — Но если нынешняя бодяга — это просто некачественное топливо, то попытки добавления биоэтанола в кустарных условиях могут вызвать нежелательные химические реакции. Есть риск, что биоэтанол может добавить бардака на рынок, на котором и без него бардак".
Что почем
А вот на кошельках автолюбителей добавление этанола вряд ли отразится: даже в самых оптимистичных прогнозах речь идет лишь о незначительном снижении цен на бензин. Чередников прогнозирует, что введение биотоплива снизит себестоимость готового автомобильного бензина на 3–5%; Зеленецкий из "АРТ Капитал" полагает, что при добавлении 5% биоэтанола цена бензина может уменьшиться приблизительно на 2–4%.
Куюн же утверждает, что цена не снизится вовсе: "Биоэтанол нужно смешать с бензином, эта услуга стоит денег. Плюс лицензирование операторов этого смешивания. Кроме того, на точку смешивания бензин надо доставить — транспортные расходы тоже переложат на плечи покупателя". По словам эксперта, крупные операторы розничной торговли нефтепродуктами могли бы позволить себе собственные мощности по смешиванию: их строительство потребует инвестиций в размере $3–4 млн, что сопоставимо со стоимостью одного-двух автозаправочных комплексов. Но все упирается в государственное лицензирование: коррупцию в Украине еще никто не победил, и неофициальные расходы на решение бюрократических вопросов могут войти в цену итогового продукта.
Пока не решен вопрос с акцизным сбором на новое топливо, который тоже будет влиять на цену бензина. Один из вариантов, рассматриваемых правительством, — оставить акциз на нынешнем уровне для тех, кто производит бензин с биоэтанолом, и повысить его для тех, кто будет поставлять топливо без биоэтанола.
Дмитрий Слинько, Фокус