28 июня в Брюсселе начинается саммит, от которого ожидают принятия судьбоносных решений. Главы государств и правительств должны обсудить не только меры по спасению евро, но и определить новый курс развития ЕС.
Саммиты идут бесконечной чередой. А проблемы евро и еврозоны остаются. Финансовые рынки лихорадит. Испания и Кипр тоже запросили помощь из европейского стабфонда. Таким образом, число стран - получателей помощи из фондов спасения скоро вырастет до пяти.
Испания и Италия вынуждены занимать деньги под неподъемные проценты. В Греции новое правительство в принципе готово выполнять взятые на себя обязательства. Но премьер-министр Антонис Самарас пытается выторговать более льготные условия, хотя Греция и без того значительно отстает в реализации реформ и выполнении данных ранее обещаний по экономии средств. Это будет тяжелая неделя, предсказывает министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle). Однако он уверен, что европейцы сумеют справиться с проблемами.
С реформами поспешай медленно
Позиция правительства Германии проста: каждая страна сама консолидирует бюджет и повышает конкурентоспособность экономики. Этой позиции придерживаются прежде всего Нидерланды, Финляндия и Австрия, а также не входящая в еврозону Швеция.
Но союзников становится все меньше. Даже Франция при новом президенте Франсуа Олланде сворачивает реформы системы пенсионного обеспечения и рынка труда. И в Италии технократ Марио Монти утратил реформаторский пыл. Почему? "Рано или поздно финансовая дисциплина и структурные реформы вызовут сопротивление", - объясняет итальянский премьер-министр и призывает страны, много сделавшие для достижения стабильности в Евросоюзе, особенно Германию, принять во внимание это предостережение.
Призрак бродит по Европе - призрак обобществления долгов
Монти, Олланд и другие полагают, что страны Евросоюза слишком много экономят и слишком мало инвестируют в экономический рост и борьбу с безработицей. Особую тревогу вызывает уровень безработицы среди молодежи - в Греции и Испании он достигает 50 процентов. Теперь на саммите должен быть заключен пакт об экономическом росте.
Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel), в принципе, не возражает. Но при одном условии: обойтись без дополнительных долгов. Она убеждена: экономический рост дается тяжким трудом. А многочисленные идеи, которые исходят от Италии, США или из кабинетов Еврокомиссии, Ангела Меркель воспринимает как попытки переложить свою ношу на чужие плечи. Банковский союз, Фонд погашения долгов, общеевропейские облигации - все это суть обобществление долгов за счет Германии.
Ангела Меркель уверена, что это подорвет дисциплину, а кроме того, окажется Германии не по силам. Но сумеет ли она устоять, учитывая нарастающее давление? Депутат Европарламента Херберт Ройль (Herbert Reul) уверен что, канцлер устоит. Даже самый жесткий нажим не может заставить политика согласиться на меры, которые он считает в корне неверными. Обобществление европейских долгов депутат именно к таким мерам и относит.
Кризис попыток преодоления кризиса
Сложилась патовая ситуация. Тупик, из которого необходимо искать выход. Ангела Меркель уверена, что еврозона, а еще лучше, весь Евросоюз должны сделать решающий шаг на пути интеграции. Именно такой проект и подготовила "банда четырех" - так журналисты в Брюсселе окрестили председателя Еврокомиссии Баррозу, председателя Евросовета ван Ромпея, шефа Еврогруппы Юнкера и главу Европейского центробанка Драги. Этот документ будет официально представлен на саммите ЕС.
Но уже во вторник Баррозу выдал основополагающий принцип плана "банды четырех": "Центральное место занимает идея о том, что большая солидарность должна быть неразрывно связана и с большей ответственностью. Каждый шаг на пути укрепления солидарности должен сопровождаться и шагом к повышению ответственности".
А, может быть, пора и народ спросить?
Ангеле Меркель такой принцип по нраву. Она ведь не раз повторяла, что не согласится на дополнительные гарантии со стороны Германии, если не будут расширены возможности контроля и вмешательства ЕС в бюджетную политику стран-должников. Но согласятся ли правительства стран Евросоюза передать часть своих суверенных полномочий Брюсселю?
И второй вопрос: а допускает ли конституция той или иной страны такое добровольное ограничение суверенитета? Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле (Wolfgang Sch?uble) уже высказался на страницах журнала Der Spiegel в пользу проведения в Германии референдума по вопросу о европейской интеграции. Ангела Меркель пока явно не в восторге от этой идеи. Но, судя по всему, все в Европе осознали: если ничего не делать, еврозона рано или поздно распадется. А чтобы ее спасти, придется волей-неволей ускорить интеграцию.
Источник: Русская служба DW