Разделы
Материалы

Бундеслиге предстоит юбилейный и рекордно прибыльный сезон

По финансовым показателям немецкий футбол пока уступает английскому, но по числу зрителей на стадионах давно уже не знает себе равных в Европе. Контракт с телеканалом Sky открыл клубам совершенно новые перспективы.

Нынешний 50-й сезон бундеслиги (Bundesliga) будет не только юбилейным, но и, по всей видимости, рекордно прибыльным. Немецкая футбольная лига (DFL) чрезвычайно удачно продала права на телевизионные трансляции матчей высшей и второй футбольных лиг Германии и тем самым существенно укрепила как свои финансовые позиции, так и международный авторитет.

"Бундеслига готовится стать доминирующей силой в европейском футболе", - подчеркивает Эммануэль Хемберт (Emmanuel Hembert), эксперт консалтинговой компании A.T.Kearney, указывая на подписанный еще в апреле телевизионный контракт. Благодаря ему DFL в ближайшие четыре года будет получать по 628 миллионов евро за сезон, что примерно на 50 процентов больше, чем до сих пор. Львиную долю общей суммы в 2,5 миллиарда евро обеспечит немецкий платный телевизионный канал Sky, входящий в международную медиа-империю Руперта Мердока.

Огромное значение этого контракта отмечает и Штефан Людвиг (Stefan Ludwig), возглавляющий отдел спортивного бизнеса в консалтинговой компании Deloitte. В то же время он напоминает, что английская премьер-лига по-прежнему зарабатывает существенно больше. Поэтому в ближайшие годы, предсказывает эксперт, англичане сохранят за собой финансовое лидерство в европейском футболе.

Экономическая мощь любой футбольной лиги, поясняет Людвиг в беседе с корреспондентом DW, зависит от трех источников финансирования: телевизионные права, спонсоры и билеты на стадионы. Если учитывать все три статьи дохода, то табель о рангах в европейской "большой пятерке" футбольных чемпионатов выглядит следующим образом: Англия, Германия, Испания, Италия, Франция.

Централизованное распределение доходов

Высшая лига испанского футбола - Примера дивизион - прочному второму месту бундеслиги никак не угрожает, заверил эксперт. Поскольку, по его выражению, "Испания является единственной страной, где все еще действует принцип децентрализованной продажи телевизионных прав". Иными словами, каждый клуб самостоятельно договаривается с телеканалами о трансляции своих матчей. В результате два флагмана испанского футбола - мадридский "Реал" и "Барселона" - фактически поделили рынок между собой, так что другим командам остается не так уж много.

Совершенно иная ситуация - в Германии. Здесь продажу телевизионных прав и распределение выручки между клубами в централизованном порядке осуществляет Немецкая футбольная лига. Такой принцип обеспечивает неплохие доходы как тем командам, которые находятся в верху и середине турнирной таблицы, так даже и тем, что занимают последние места в чемпионате.

Конечно, такие первоклассные клубы, как "Бавария" или "Шальке", получают существенно больше, чем, скажем, "Майнц" или "Аугсбург". И все же разница в доходах не столь существенна, как в футбольных лигах других стран, что обеспечивает напряженную борьбу во время розыгрыша первенства и частую смену лидеров.

Солидная хозяйственная деятельность

По мнению Штефана Людвига, принципиальное отличие бундеслиги от других лиг европейской "большой пятерки" состоит в том, что входящие в нее клубы ведут солидную хозяйственную деятельность. Если клуб не в состоянии представить убедительную бизнес-модель, он просто не получит лицензию, правила выдачи которой весьма строгие, объясняет эксперт.

В других же странах, напоминает Штефан Людвиг, зачастую игнорируют железное правило, согласно которому клуб может выделять на оплату своих звезд лишь часть получаемых доходов: "Как известно, в Европе есть клубы, которые тратят на игроков больше денег, чем зарабатывают. А ведь футболисты - это не единственная статья расходов".

К тому же бундеслига традиционно занимает одно из последних мест по размерам инвестиций на покупку игроков. Правда, как раз нынешним летом тут может быть установлен новый рекорд. На данный момент 18 клубов высшей немецкой лиги, по подсчетам информационного агентства dpa, приобрели новых игроков на общую сумму в 186 миллионов евро. Но трансферное окно еще не закрыто, а потому не исключено, что показатель 2007 года, когда на покупку звезд было потрачено 194 миллиона евро, еще будет превзойден.

Впрочем, на международном уровне подобные суммы особого впечатления не производят. Так, 20 команд английской премьер-лиги нынешним летом уже потратили на трансферном рынке примерно 300 миллионов евро, в итальянской Серии А израсходовали 280 миллионов, а особенно щедрые в этом году французские клубы выложили порядка 198 миллионов.

По 42 тысячи болельщиков на каждом матче

Но вот отдача от подобных инвестиций в Германии зачастую выше, чем в других странах. "Годовой оборот одной лишь высшей лиги составляет порядка 1,7 миллиарда евро. Если взять еще и второй дивизион, то речь идет о более чем двух миллиардах", - указывает Штефан Людвиг.

Чемпионат ФРГ по футболу проходит в 34 тура, и каждые выходные стадионы страны собирают свыше 400 тысяч человек. Верные болельщики - это самый ценный капитал немецкого футбола. Во Франции, Италии и Испании на каждой игре национального первенства присутствуют в среднем от 20 до 28 тысяч зрителей, в Англии - по 35 тысяч. А вот матчи бундеслиги проходят обычно в присутствии 42 тысяч зрителей!

И зрители эти приобретают ведь не только билеты, но и всевозможную атрибутику своего клуба, они тратят деньги на дорогу, на напитки, на ночевку, если игры любимой команды проходят на чужом поле, перечисляет Штефан Людвиг. Все это превращает футбол в Германии, по его словам, "в серьезный экономический фактор".

Источник: Русская служба DW