Бывший альпинист сделал ставку на потребность горожан в контролируемом экстриме и не прогадал. За три года он построил 16 веревочных парков "под ключ" по всей Украине, двумя из которых управляет сам
С наступлением осени киевский Гидропарк пустеет, но в веревочном парке "Лазалки" все еще людно. Между деревьями на шестиметровой высоте дети перебираются с платформы на платформу. На всех надеты системы страховки, рядом стоит инструктор. Поэтому родители не кричат истошно: "Слезь немедленно!", а спокойно фотографируют своих чад и с удовольствием лезут вслед за ними. За всем этим с земли наблюдают приехавшие на корпоратив офисные сотрудники. Они уже хлебнули экстрима и сейчас расслабляются водочкой.
Евгений Акастелов — владелец "Лазалки", а также компании "Альпин парк", которая производит этот и другие веревочные парки, — тоже наблюдает, но не расслабляется. Делает замечание курящей рядом мамочке. Он неисправимый перфекционист, и это проявляется во многих деталях.
Спустился с гор
Бывший альпинист Акастелов 10 лет занимался проектированием и монтажом горнолыжных комплексов. Дела шли хорошо, пока в 2008-м на конференции в австрийском Инсбруке производители канатных дорог не сообщили своим подрядчикам неприятную новость: отныне монтажом своего оборудования они будут заниматься сами. Для Акастелова с партнерами это означало одно — им перекрыли бизнес в Украине, России и во всех странах СНГ.
Бизнесмен расстраивался недолго. Через пару дней австрийцы решили показать коллегам новую канатную дорогу, и там оказался веревочный парк. "Посмотрели, но особого внимания не обратили. Будучи альпинистами, мы не понимали, отчего там люди кайфуют", — вспоминает Акастелов.
Но вскоре он все же увидел в необычном развлечении бизнес-возможность. Помогла жена, указав на целую сеть веревочных парков в Швейцарии. Аналогичная сеть из 38 парков — GoUp действует и в Великобритании. В конце концов, на очередной профильной конференции в Москве Акастелов встретил коллегу, который уже переориентировал бизнес с "горнолыжки" на "веревки". Поэтому в разгар кризиса бизнесмен решил поехать в Германию изучать новое направление. Вернулся домой в январе 2009-го уже с готовой технологией и запустил "Альпин парк" — компанию, которая изготавливает и проектирует веревочные парки.
Стартовые инвестиции составили 220 000 грн. Деньги ушли на оборудование, обучение инструкторов и монтажников, создание сайта. Основные затраты — это "очень много шуруповертов и гайковертов", полушутя объясняет Акастелов.
Несмотря на то, что он был на рынке не первым, за три с половиной года компании удалось оставить конкурентов позади. Предприниматель построил в Украине 16 веревочных парков. И двумя из них владеет лично — в киевском Гидропарке и комплексе "Адмирал" в Ирпене.
Семья в помощь
Развивать собственную сеть парков "Лазалки" Акастелова убедила опять-таки жена, которой пришлось взамен согласиться их администрировать. Нашлась работа и для пятилетней дочки Александры. "Она с двух лет лазает по веревочным паркам, — с гордостью говорит отец. — Эта девочка фактически является главным оценщиком маршрутов и этапов. Всегда к ней прислушиваюсь".
Каждый парк делается по индивидуальному проекту и обходится заказчику не менее чем в 200 000 грн. На эти деньги сотрудники "Альпина" монтируют парк, обучают инструкторов, год бесплатно обслуживают и даже предоставляют оборудование для эвакуации испугавшихся высоты клиентов. Акастелов утверждает, что рентабельность его бизнеса — около 30%, да и клиенты быстро отбивают инвестиции в веревочный парк — всего за три летних сезона.
Комплектующие парков — древесину и тросы Акастелов закупает в Украине, поскольку доволен их качеством. А вот металлические части конструкций, например зажимы и карабины, берет только у европейских производителей — из соображений безопасности.
Кроме дочери и жены бизнесмена, на веревочных парках работают 15 монтажников и 8 инструкторов. В холодные месяцы, когда парки не работают, команда занята монтажом новых объектов.
Проектированием аттракционов Акастелов любит заниматься лично. "Пропорции и размеры зависят от геометрии человека — куда нога достанет. Есть какие-то похожие элементы: очередность этапов, конфигурация. Можно начать на трех метрах, а в середине маршрута идти по 18 метрам высоты. Все зависит от ландшафта", — объясняет Акастелов.
Рассказывая о конструкции парка, он не на шутку заводится и принимается показывать фотографии тросов и досок веревочных парков конкурентов. Они ему не нравятся. "Экономят на размерах. Но все, что делается, должно быть красивым!" — горячится бизнесмен.
Акастелов, выходя на новый для себя рынок, хотел договориться с уже работающими на нем конкурентами о единых стандартах и ценах. "Если у них случится несчастный случай, веревочные парки закроют все, не разбираясь, как это было после случая в Каменец-Подольском с банджи-джампингом", — отмечает Акастелов.
Конкуренты попались несговорчивые. Поэтому он пошел другим путем — решил продвигать единые стандарты формальным способом. Скоро предприниматель получит патент на конструкцию веревочного парка. У него уже есть заключение института дендрологии: его веревки не портят деревьев. И сейчас Акастелов пытается убедить государственную службу горного надзора в том, что она должна взяться за регулирование правил эксплуатации веревочных парков.
В рекламу не верующий
Над тем, как поднять продажи, Акастелов особо голову не ломает — он убежден, что людям "надоело пиво и водку пить, мясо есть, а надо как-то активно отдыхать". Вот им и прямая дорога к нему, в "Лазалки". А для тех, кто колеблется, есть скидочные сайты и подарочные сертификаты.
Также Акастелов дает контекстную рекламу в Google и Facebook. Но намного больше надеется на специализированные выставки, куда съезжаются его потенциальные покупатели, такие же предприниматели. "Мы никому на мозги не капаем, активными продажами не занимаемся, — говорит хозяин "Лазалок". — Владельцы отелей и торгово-развлекательных комплексов ездят, смотрят, исследуют рынок и сами нас находят".
Это подтверждает и основной конкурент Акастелова Андрей Кашин, директор двух больших веревочных парков "Сейклар", которые первыми появились в Киеве. Их основал эстонский бизнесмен Герт Ноорметс. "К нам часто обращаются, и приходят, и письма пишут с просьбой построить парк в Хмельницком, Полтаве, Виннице. Но мы такой услуги не предоставляем", — говорит Кашин.
Предприниматель отмечает, что в выходные дни "Сейклар", рассчитанный на 300 человек, не может принять всех желающих. "Это дети, которых взрослые выгоняют из-за компьютеров. И это лучше аттракционов, потому что тут мозги работают и сила", — уверен директор "Сейклара".
В сутки "веревочный парк" обслуживает от нескольких десятков до 1000 клиентов в зависимости от дня недели или сезона и может заработать от 8000 до 50 000 грн. Цены для посетителей в разных парках отличаются незначительно. В будни преодоление двух маршрутов стоит 60–100 грн., в выходные — 140–160 грн.
Единственное, что сдерживает экспансию "веревочников", — это огромное количество разрешительных документов, которые нужно собирать у чиновников для открытия нового парка. Но Акастелов готов преодолевать эти трудности и расширяться как в Украине, так и за ее пределами — строить веревочные парки в России, Средней Азии и Европе. Вместе с тем он прагматично предрекает, что рано или поздно его бизнес станет невостребованным: "Думаю, в течение 5–7 лет произойдет насыщение рынка, и продукт будет иметь еще лет 10–15 жизненного цикла. А потом появится что-то другое".
Что именно, Акастелов уже догадывается и взял идею в работу. Речь идет о Via Ferrata — скальном маршруте с линией непрерывной страховки. Это экстремальное развлечение уже популярно на Западе, и предприниматель собирается организовывать подобные маршруты в Крыму. "Система страховки там примерно такая же, как в веревочных парках. Но это уже больше похоже на скалолазание", — радуется новой возможности Акастелов.
Без страха и упрека
Топ-5 экстремальных развлечений в Украине
Прыжок со скалы Качи-Кальон.
Крым — 350 грн.
Прыжок на тросе со скалы высотой 120 м в одном из самых красивых мест Крыма. Пещерный комплекс Качи-Кальон расположен в 5 км к югу от Бахчисарая
Троллей над Днепром.
Хрещатый парк, Киев — 150 грн.
Спуск по натянутому тросу 600 м с правого берега Днепра на Труханов остров. Перепад высот составляет 50 м, а скорость снижения — 2,2 м в секунду
Вейк-бординг.
Труханов остров, Киев — 25 грн. за 1 мин.
Любители водного спорта могут покататься на вейке или водных лыжах, даже не имея специальной подготовки. А в выходные в заливе проходят соревнования профессиональных вейк-бордистов.
Скалолазание.
Дениши, Житомирская область — двухдневный тур с инструктором — 500 грн.
Гранитный скалодром сравнительно невелик, но разнообразен: трассы с гладкими зеркалами, карнизами и глубокими каминами интересны и опытным, и начинающим скалолазам
Кайт-серфинг на мысе Тарханкут.
Крым — курс для новичков — 2000 грн.
Научиться носиться по волнам на доске с парашютом можно в самой западной точке Крыма, на полуострове Тарханкут, известном своими живописными скалами и кемпинговыми стоянками
Катерина Панова, Фокус